Современное образование |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Современное образование |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() True-and-Evil ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Member Сообщений: 1646 Регистрация: 13.10.2006 Из: Город-на-Неве Пользователь №: 2873 Поблагодарили: 390 раз(а) ![]() |
Реформа образования как способ изгнания из страны не в меру умных
Часть 2. ЕГЭ как способ производства роботов Образование сейчас объявлено национальным приоритетом, что само по себе может только радовать. Принимаются программы и постановления, выделяются деньги… На нерадивых чиновников, зажиливших несколько рублей прибавки учителям, перед телекамерами грозно хмурит брови сам президент страны. Но, как говорится, — «Следите за руками». Потому посмотрим повнимательнее, что на самом деле делает Минобразования под шумок разговоров о «национальном проекте». При этом не будем обращать внимания на обычные в таких случаях заклинания, что, мол, это «дело специалистов, а не профанов». Специалисты, действительно, лучше знают, как учить какой-то конкретной науке. Но вот к чему именно в жизни готовит ученика школа или институт — способен понять всякий вменяемый человек. Официально объявленные приоритеты г-н Фурсенко — «переход на болонскую систему», «обязательный всеобщий ЕГЭ» и введение «Стандарта образования». Что это означает в реальной, а не официальной действительности? Ведущие университеты и вузы еще могут сопротивляться министерскому напору. Намного успешнее удается пропихивать ЕГЭ в школы. При начале этого, с позволения сказать, «эксперимента» чиновники также не очень утруждали себя обоснованиями своего решения. Аргументов, в сущности, было два: «Все прогрессивное человечество так делает» и «Таким способом мы введем объективную оценку знаний и искореним коррупцию при поступлении в вузы». О коррупции чуть позже — вначале о мировом опыте. (Аналоги ЕГЭ есть в США, Франции и т.д., так что есть, чем восхититься). Переход на ЕГЭ — это введение принятой на Западе системы тестов, как способа оценки знаний, в наше образование. Но это далеко не только технический момент в процедуре контроля, как пытаются представить в Министерстве. В конечном счете, любой учитель лишь в теории занимается развитием личности и знаний учеников, а на практике — готовит к прохождению принятых в данной системе процедур оценки результатов обучения, то есть экзаменов. Введение ЕГЭ автоматически означает, что теперь детей будут учить, как правильно сдавать тесты. Как справедливо отмечает даже директор Федерального центра тестирования В.А. Хлебников, «по своим масштабам и спектру последствий ЕГЭ представляет собой не столь нововведение в сфере образования, сколь социальное явление». В чем отличие тестовой системы от традиционной, легче всего показать на примере математики. Математика — наука точная. Для каждой задачи существует единственно правильный ответ. Потому «тестировщики» его и приводят в качестве образца объективности. Выбрал правильные ответы — молодец, отличник. Однако математика стала царицей всех наук и основой современной технологической цивилизации не потому, что знает значение синуса прямого угла. Математика, как наука строгая и насквозь формальная, подчиняющаяся строгим логическим законам, формирует мышление человека, учит мыслить строго и логично. Главное в математике — доказательства. В традиционном экзамене по математике это учитывалось. Даже неправильный итоговый ответ (арифметическая ошибка) при правильном ходе доказательства частично засчитывался. Если же ответ был просто угадан — задача считалась нерешенной. Тестирование эту логику отменяет. Главное — правильный ответ. Неизбежное следствие такого подхода — изгнание доказательств из школьного курса математики и переход к механическому зазубриванию отдельных цифр и правил. Значение этого выходит далеко за рамки курса математики. Тот, кто в школе не научился искусству доказательства, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Таким человеком легко манипулировать. В гуманитарных науках последствия не менее эффектны. Для вступающего в жизнь молодого человека литература — это костыли, заменяющие реальный жизненный опыт. Рыдающая над «Анной Карениной» девочка-подросток узнавала кое-что про любовь и предательство еще до того, как сталкивалась с этим в реальной жизни. Мальчик мог подумать о цене чужой жизни и смерти, еще читая «Преступление и наказание», а не уже держа в руках автомат. Традиционные «билеты по литературе», при всей анекдотичности вопросов «про образ Раскольникова», все же заставляли задуматься. Ввели ЕГЭ и все «словоблудие» — побоку. Главное — знать номер вагона, под который бросилась Анна, и на каком этаже жила старуха процентщица. То же и с историей ЭГЭ: запомнил даты, и ладно. Зачем на Западе был принята такая система — даже не очень скрывается. Современному западному обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие люди, конечно, тоже нужны, но буквально единицы. Потому вся система образования настроена на отбор, выращивание и дрессировку добросовестных обезьян, а учить думать молодежь совершенно не нужно — в современном обществе им это только повредит в профессиональной деятельности. Более того, когда легенда мировой и советской математики академик В. Арнольд пытался получить у представителей западной элиты ответ на вопросы, почему столь кошмарно низок уровень общей подготовки западных школьников и студентов, то услышал следующее: «Американские коллеги объяснили, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем, а от этого страдает экономика общества потребления. Вот и стремятся не допустить культуры и образованности, которые к тому же мешают манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом». Наша же система образования все еще пытается учить детей думать, а не производит биороботов. И потому она должна быть сметена? Что касается второй цели введения ЕГЭ — искоренения коррупции, — результаты известны. Тот же Хлебников приводил примеры. В некоторых сельских районах 85% учеников сдали ЕГЭ по математике на «отлично». А выдающиеся результаты по русскому языку (много выше чем в Москве и Санкт-Петербурге) показывают кристально честные люди в сельских районах российской глубинки. Вот бы поделились эти герои педагогического фронта опытом, как при таком уровне финансирования и имеющихся кадров удается добиться столь выдающихся успехов. Молчат. Потому как — скромные. Вадим Вещезеров АПН, promved.ru -------------------- |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() True-and-Evil ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Member Сообщений: 1646 Регистрация: 13.10.2006 Из: Город-на-Неве Пользователь №: 2873 Поблагодарили: 390 раз(а) ![]() |
А вот еще кое-что по теме.
(IMG:http://www.strana.ru/media/docs/06/10/18/295577.jpg) ЕГЭ поможет ломоносовым Наталья Елисеева Споры вокруг Единого государственного экзамена ведутся с самого начала эксперимента по его введению, но уже сегодня он стал для многих учеников выпускных классов реальностью. В этом году ЕГЭ проводился уже в 80 регионах России. На 20 октября в Государственной думе намечено первое чтение законопроекта о введении ЕГЭ, который должен стать общероссийской практикой в 2009 году. Но буквально накануне рассмотрения законопроекта некоторые представители думского комитета по образованию и науке выступили против обязательного введения этого экзамена. Прокомментировать ситуацию с законопроектом Страна.Ru попросила заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Валентину Иванову. - Валентина Николаевна, во многих регионах России единый госэкзамен прошел апробацию, но, по словам первого заместителя председателя комитета по образованию и науке Госдумы Олега Смолина, "если единый госэкзамен будет введен в РФ в качестве обязательного, то это поменяет весь характер работы отечественной школы". На прошедшей в понедельник пресс-конференции также высказывались опасения, что "этот закон вводит монопольное право ЕГЭ решать, кто ты и чего стоишь". В адрес ЕГЭ звучали упреки, что экзамен на самом деле представляет собой "не демонстрацию знаний, а отгадывание тестов", что такой "формализованный подход к оценке знаний, лишит страну творчески мыслящих граждан", что "утвердив ЕГЭ законодательно, Россия не добьется инновационного прорыва в экономике и других областях". Насколько эти заявления соответствуют действительности? -Я хочу сразу подчеркнуть тот факт, что на своем заседании комитет Госдумы по образованию и науке большинством голосов поддержал данный законопроект, который рекомендован к принятию в первом чтении. Это первое. Второе - мы проводили в прошлом политическом сезоне парламентские слушания, на которых очень серьезно и досконально рассматривали этот законопроект. В ходе парламентских слушаний выступали и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий, который, как известно, был одним из противников единого госэкзамена. Он имел возможность выступить и воспользовался этой возможностью, высказав свои серьезные опасения в отношении принятия этого закона. И после парламентских слушаний законопроект был серьезно доработан. На основании этих доработок в настоящее время разрешено некоторым высшим учебным заведениям и, в первую очередь, МГУ формировать дополнительные испытания по профилю вуза. - Но какие-то вузы окажутся вне зоны действия ЕГЭ? - Список учебных заведений будет формироваться правительством после принятия законопроекта в течение примерно полутора лет, которые отводятся на последовательное введение ЕГЭ. Более того, вузам также дана возможность определить, в какой форме будут проходить в их стенах дополнительные испытания. - То есть, вузы будут определять форму дополнительного испытания самостоятельно? -Ну конечно, руководители вузов определят это совместно с представителями исполнительной власти. Это те самые две основные позиции, на которых настаивали оппоненты законопроекта и которые в ходе доработки были включены в проект закона. - Первое чтение намечено на пятницу, 20 октября. И как вы полагаете, законопроект будет принят сразу или последует новая доработка? - Я думаю, что какие-то доработки потребуются, и будут еще поправки. Но я хотела бы подчеркнуть, что если сейчас закон об обязательном едином государственном экзамене не будет принят, то это нанесет значительный вред нашим студентам-абитуриентам. Ведь в каком-то регионе вузы полностью принимают студентов на основе данных единого государственного экзамена, а, например, в центральных - в Москве и Санкт-Петербурге, - не все высшие учебные заведения работают по этим правилам. То есть возможность выбора для вуза - кого-то я приму по ЕГЭ, а кого-то нет, - серьезно нарушает равенство прав наших молодых людей, особенно из глубинки. И здесь я не согласна с теми из коллег, кто настроен против законопроекта. Более того, я считаю, что такая их позиция усугубляет ситуацию неравенства регионов и неравенства выпускников школ различных краев и областей. К тому же те, кто готов отложить закон, по сути, поддерживают репетиторство. Репетиторство! Может быть, косвенно, но поддерживают. И я хочу обратить внимание, что так или иначе, но этот вопрос возникает постоянно. Может быть, при прочих равных условиях в репетиторстве нет ничего плохого, когда школьники на дополнительных занятиях получают более глубокие знания по тому или иному предмету, но получается так, что с развитием института репетиторства все меньше и меньше представителей регионов имеет шанс поступить в столичные высшие учебные заведения. Не так давно, в середине 1990-х годов, мы все были свидетелями, как многие студенческие общежития пустовали. И вот сейчас с введением единого государственного экзамена, в частности, я могу говорить о Санкт-Петербурге, резко возросло количество иногородних студентов. Если 4 года назад у нас иногородних студентов в общежитиях проживало всего 24%, то сейчас их количество увеличилось в два раза и составляет где-то порядка 47-48%. Получается, что ЕГЭ помогает тем, кто едет в большие города за знаниями на равных состязаться с жителями мегаполисов. А представьте себе, что кто-то из них станет нашим будущим Ломоносовым?! - В этом году единый госэкзамен был проведен в 80-ти регионах России, но на состоявшейся на днях пресс-конференции президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков утверждал, что эксперимент по введению единого госэкзамена "проводится без концепции, без научной гипотезы, без финансового плана, без прогноза последствий в образовании". - Ничего подобного. Любой закон принимается с технико-экономическим обоснованием. Правительственное решение на выделение денег под ЕГЭ идет тоже с определенным финансовым обоснованием. На правительственном уровне были созданы соответствующие ресурсные центры по регионам, которые получили соответствующую компьютерную технику. Очень печально, что уважаемые коллеги хотят навязать обществу собственное видение, отрицая факты, которые, в общем-то, общеизвестны. И понятно, что эти их выступления уже не поддерживаются общественным мнением, т.е. они выступают с позиции вчерашнего дня. Недавно я встречалась с представителями Тульской области (родители выпускников, студенты, абитуриенты) и данные, которые я привела по иногородним студентам в Санкт-Петербурге, подтверждаются и показателями в Туле, и в целом ряде других регионов. Более того, многие родители говорили мне, что затягивание с принятием закона сдерживает и ограничивает равные права, доступность высшего образования для детей из глубинки. И в этой ситуации, мне кажется, что общественное мнение подтверждено практикой единого государственного экзамена. Конечно, можно критиковать сами тесты, можно говорить, что там есть неточности и т.д., но это уже другой вопрос. Это вопрос совершенствования полезного дела. А то, что только единое образовательное пространство может сформировать и удержать единые требования, единые подходы, единый комплекс знаний и умений - это факт. strana.ru -------------------- |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.05.2025, 4:15 |