Психология |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Психология |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Ректор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Мember Сообщений: 6070 Регистрация: 2.6.2006 Пользователь №: 1865 Поблагодарили: 5841 раз(а) ![]() |
Шесть стилей жизни
Автор: Макс Люшер (Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера. Материал публикуется в переводе с немецкого. Вам наверняка известны семьи, в которых братья и сестры обладают очень разными характерами. И поэтому у них очень разные судьбы. Это подтверждает, что саморегуляция играет первостепенную роль в том, как мы поступаем со своей жизнью. Общество определяет нашу судьбу не в такой высокой степени, как считают некоторые мудрецы, и как утверждается во многих политических идеологиях. Каждый сам несет ответственность за свою судьбу. Как он использует свои возможности, как справляется с напастями, как протекает жизнь — все эти факторы в ведении самого человека. Сможем ли мы избежать давления, вовремя разорвать бесплодные отношения, разумно использовать благоприятные возможности — все это зависит от нас самих. Еще римский император Марк Аврелий (121-180) говорил: "Наша жизнь есть то, во что ее превращают наши мысли". И судьба нашего тела тоже зависит от стиля жизни, притом в значительно большей степени, чем предполагает рассуждающий с точки зрения естествознания медик. Каждое чувство — это одновременно и состояние организма. Чувства возбуждения или покоя вызывают напряжение или расслабление. Инструментальные измерения состояния организма, субъективные жалобы показывают, в каких частях тела проявляется воздействие чувств на организм. Четыре чувства себя: самоуважение, уверенность в себе, внутренняя свобода и внутренне удовлетворение у многих людей развиты ненормально. Два чувства себя могут быть, к примеру, сильными, а два других — слишком слабыми. У многих людей то или иное чувство себя может даже попасть в разрушительный заколдованный круг переоценки или недооценки самого себя. Из всех возможных способов поведения мы опишем здесь всего шесть характеров и соответствующие им стили жизни, которые проявляются в тех случаях, когда два из четырех чувств себя преобладают, а два других — недостаточны. При этом мы, наверное, будем узнавать самих себя и, конечно, других знакомых нам людей. Узнаем, когда увидим: одни хотят быть могущественными, а другие любимыми, кто-то хочет принадлежать к элите, а кто-то стать популярными, кому-то любой ценой надо изобразить из себя знаменитость, а кому-то необходимо общение, или хотя бы присутствие при общении. Четыре чувства себя соответствуют восприятию четырех цветов: темно-синий соответствует удовлетворенности; синевато-зеленый соответствует самоуважению; оранжево-красный соответствует уверенности в себе; светло-желтый соответствует внутренней свободе. Через восприятие этих точно определенных цветовых оттенков можно проникнуть в сущность душевного состояния всех шести стилей жизни. Поэтому каждый раз в названии описываемого стиля жизни присутствуют два преобладающих цвета. Красно-зеленый стиль жизни: могущественность Тот, кому необходима защита от чувства слабости и беспомощности, мечтает стать сильным и мужественным, чтобы обрести чувство уверенности в себе. И тот, кто не в ладу с чувством самоуважения и переживает чувство неполноценности, обманывая себя, тоже, с надменным высокомерием стремится играть роль могущественного человека. Приобрести уверенность в себе и вызвать уважение — из этих двух побуждений часто возникает потребность быть могущественным и властвовать. По-видимому, воля к власти и возникает в состоянии беспомощности и бессилия. Боксер экстра-класса рассказывал, что в юности его часто колотили, и он решил превзойти своих обидчиков. Известно немало случаев, когда дети из бедных семей, пережив в юные годы чувство обойденности, сделали удачную карьеру: стали крупными промышленниками, успешными коммерсантами, добились выдающихся результатов в спорте или в искусстве. Чувство неполноценности нередко переносится на какое-либо внешнее обстоятельство — на маленький рост, физический дефект и т.д. И такое чувство может вызвать стремление к превосходству и к власти над другими людьми. Исследования семьи показали: если старший сын берет на себя роль лидера по отношению к младшим братьям и сестрам, то и в будущем он исполняет эту же роль в любой профессии — директора, учителя, священника, политика. А происходит это так... Старший сын переживает состояние мнимой отверженности, потерянности и беспомощности, когда в семье появляется еще один ребенок. Ему кажется, что он обойден вниманием и родительской любовью, что все это отдано новорожденному. Но в роли помощника и "разумного старшего брата" он восстанавливает чувство собственной значимости. Потребность могущества, вытесняющего беспомощность и неуверенность в себе, свойственна отнюдь не только диктаторам. Власть проявляется не только на поле битвы, но и в кабинетах, и в спальнях. Насильники, бранящиеся критиканы, энтузиасты нравоучений, спорщики и все граждане с поднятым вверх указательным пальцем надеются добиться благоприятного состояния через власть. Жажда власти свойственна многим — политикам и руководителям, дельцам мелкого и крупного масштаба, карьеристам и честолюбцам, проводящим время за письменным столом. Власть всегда проявляется по отношению к партнерам, поэтому всегда связана с социальной ответственностью и справедливостью. Известный историк из Базеля Якоб Буркхардт (1818-1897) считал, что власть "сама по себе не является злом". Если же ответственность и справедливость отсутствуют, и особенно если властители нарушают эти социальные ценности, то это уже злоупотребление властью. Могущественные люди, чуждые справедливости и ответственности, — это не лидеры, а совратители, злоупотребляющие своей властью. (Игра слов: в немецком тексте Fuhrer — лидер, Ver — Fuhrer — совратитель, соблазнитель. — прим. редактора) Судья в суде или в спорте признается авторитетной персоной, если он, принимая решения стремится к справедливости. Обладать властью и отдавать приказы имеет право лишь тот, кто готов быть справедливым и ответственным. Если эти принципы выдерживаются, то учитель, родители, начальник, офицер и государство могут с полным основанием отдавать приказы. Понятие "антиавторитаризм" применимо лишь к злоупотреблению властью. Многие люди утратили необходимое с этической точки зрения уважение к справедливым и ответственным общественным авторитетам. Компетентный человек всегда действует обоснованно и убедительно. Возвышенный положением компетентный лидер, безусловно, обладает властью, он — авторитетен, но не авторитарен. Власть может преследовать две цели. Один стиль власти — сохранение установившегося порядка и традиций. Таковы старая аристократия и адепты фундаментальных догматических наставлений. Другой стиль власти — стремление к расширению и совершенствованию жизнедеятельности, к присоединению новых территорий, к проникновению на новые рынки, к открытию и освоению новых сфер активности. Локальные партнерские отношения тоже могут нести на себе отпечаток обоих стилей власти: желание подчинить партнера, или стремление к обладанию всем. Власть обязательно представляет себя знаками престижа. Мелкий обыватель — своим автомобилем, более крупный — своей виллой, а самый могущественный — чем-то триумфальным в глазах потомков. Чего не достает типичному представителю власти, так это душевной любви. Поэтому и его по-настоящему никто не любит. Прав был преуспевающий босс, который говорил: "Хотя я тот, кто приносит деньги в дом, единственный кто меня любит, это наша собака". О теме любви речь пойдет дальше, при описании "сине-желтого" стиля жизни. Сине-желтый стиль жизни: потребности в любви Переживание беспомощности, которое часто испытывают дети, может обернуться стремлением к власти, или вызвать другую мощную потребность — потребность в любви. Ребенку необходимы внимательная забота родителей и их постоянная готовность понять своего маленького человека. Ребенок нуждается в защищенности. Хотя такое обращение называется материнской любовью, все люди до вполне взрослого возраста такое чуткое родительское отношение понимают как собственно любовь. Обладающие подобным свойственным ребенку ожиданием любви, сами еще не любят, а только испытывают потребность быть любимым. Оба могут стать нуждающимися в любви: и тот, кто вырос без любви, и тот, кто привык к избалованности и к состоянию любимого. Привыкший к любви может не осознать, что любовь — это действие, воплощающееся в том, чтобы с пониманием и заботой повернуться лицом к другому человеку. Кто не научился любить сам, ждет, чтобы полюбили его, но такие надежды чаще всего не исполняются. Почему мы не подходим к человеку, который кажется нам симпатичным? Почему мы боимся быть отвергнутыми? Почему у нас отсутствует внутренняя свобода, чтобы поступать так, как нам хочется? Маленький ребенок нуждается в привязанности и защищенности. Свобода не даст ему ничего, она лишь создает ощущение опасности. Позже, когда его духовные и физические способности разовьются до определенного уровня, он сможет, мелкими шагами, учиться принимать свободные решения. Благодаря свободе в принятии решений — верных или ошибочных, благодаря свободе действовать — правильно или неверно, человек становится самостоятельным. Так он сам берет на себя ответственность за свои поступки и за последствия своих решений. Почему многие страшатся этой свободы и сопряженной с ней ответственности за последствия? Мой ответ: человеку, для которого состояние любимого и изнеженное обращение стали привычными, очень трудно представить себе, что любовь — это собственное действие. А действовать ему еще труднее. Постоянно любимому и изнеженному существу обрести любовь-действие мешает еще одно препятствие: боязнь быть отвергнутым. Кто испытывает острую потребность в любви, или изначально избалован любовью, тот не переносит отказа. Он ведет себя абсурдно, подобно тому игроку, который признается: "Я играю только тогда, когда выигрываю". При такой установке любовь остается трудно исполнимым страстным желанием. Неутоленную потребность любви тяжело перенести. Человек недоволен, потому что не находит того, чего хочет и что считает имеющим смысл. Но он не находит этого потому, что не решается даже выразить свои желания. Почему он не осмеливается проявить свое желание любви? Потому что он боится получить отказ, потому что сам не готов отказаться от желания любви. Такой человек воспринимает отказ как личное отвержение, а надо бы научиться принимать реальность такой, какая она есть, вместо того, чтобы, лелея свою эгоцентрическую гордость, чувствовать себя униженным. Только тот, кто в состоянии свободно выражать свои желания, будучи готовым и отказаться от них, обладает истинной, и редкой, внутренней свободой. Но если человек не обладает внутренней свободой, достаточной для того, чтобы найти и испытать искреннюю и восхищающую любовь, в нем возникает невыносимый дефицит любви. Так разгорается необходимость, во что бы то ни стало, найти выход из этой "безнадежной" ситуации. Стиль жизни очарованных потребностью любви расходится по трем путям — трем путям бегства. Первый путь используется наиболее часто, по нему идут прежде всего разведенные. Это постоянный поиск идеальной любви. Искатели идеальной любви вытесняют свою печаль надеждой на будущее. Некоторых странников любви этот путь приводит к постоянной смене партнеров или к банальному нравственному разложению, другие сбегают в мир спиритических грез. Находящиеся в вечном поиске идеальной любви часто очень сильно привыкают к своему состоянию. Они даже не подозревают, что сами уже не готовы к настоящей привязанности. Они с какого-то момента начинают стремиться не к любовной привязанности, а к расположению. Их можно встретить в различных Обществах, Клубах, в Группах самопознания. Они ходят туда чтобы поболтать о любви, пообниматься, или чтобы пережить озарение. Второй путь выбирают чувствительные эстеты. Их любовь больше не распространяется на партнеров — партнеры могут разочаровать. Их любовь отдается прекрасным предметам и обезличенным переживаниям: музыке, литературе, путешествиям. Третий путь бегства — самый рискованный. Этот путь имитирует настоящую любовь. Настоящая любовь строится на двуедином отношении — "давать" и "брать". Но жаждущий любви, исповедующий стиль третьего пути, погружается в состояние односторонней преданности. Он не хочет и не может брать. Безответно дающий убежден: чтобы быть любимым, он обязан в любое мгновение быть готовым прийти на помощь к объекту любви, и приходит — иногда навязчиво. Балуя любимого человека чрезмерной заботой, он или она беспрестанно навязывает себя партнеру и неотрывно вцепляется в предмет своей безмерной любви. Партнер такую любовь воспринимает как стеснение и подавление. Навязчивая преданность может стать невыносимой, когда от любимого постоянно ждут, или даже со страдальческим выражением лица требуют доказательств и подтверждений ответной любви. Объекту преданности нередко запрещают проявлять малейший интерес к чему-то, или к кому-то. Эта скрытая ревность возникает не из-за желания "владеть", а из-за боязни потерять любовь и, в конце концов, из-за собственной потерянности: не только в любви — во всем. Люди, страстно нуждающиеся в любви, с их потребностью заботиться о ком-то, легко и безоглядно привязываются к детям, домашним животным, к беспомощным и слабым. Они ведут себя, как алкоголики, которые чрезвычайно ценят подобных себе страдальцев. Сине-зеленый стиль жизни: элита Элитарный стиль жизни передается понятием "почтенный". Этот эпитет указывает, что именно определяет элитарную установку и поведение. Для элиты важны два чувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Непосвященному в элитологию сразу бросается в глаза категория "почтенный". Действительно, в первом приближении, можно подумать, что для элиты важно почтенное одобрение. Для "избранных" большая ценность — жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение. Но не исключено, что признание и самоуважение служат для элиты всего лишь средством достижения удовлетворенности жизнью. Одно убеждение, несомненно, вошло в плоть и кровь представителей элиты: удовлетворенным жизнью может быть только тот, кто живет согласно собственным убеждениям и бескомпромиссно сохраняет самоуважение. Еще одно понятие отличает элитарный образ жизни. Прежде всего — поведение, соответствующее высоким этическим и эстетическим критериям. Истинное качество жизни элитарный человек ищет не в модной повседневности, а в ценностях, выдержавших испытание временем. Истинное качество жизни элитарный тип находит там, где лучшие представители общества достигли вершин культуры. Там, где многие поколения выдающихся людей создали общепризнанный высокий стиль. Поэтому носителя элитарности проще всего встретить в антикварном магазине. Он ищет редкую книгу, которой нет в списке заказов. Любимые книги он одевает в кожаный переплет и наслаждается, бережно держа раритет в руках. В лавке старьевщика он отыскивает шкафчик или столик, выкрашенный в непривлекательный цвет, но совершенный по форме, чтобы, устранив следы безвкусицы, насладиться дивным предметом. Он вполне знает нормальную цену всему, но за хорошее вино или шелковый ковер готов выложить огромные деньги. Один древний летописец охарактеризовал жителей моего родного города следующими словами: "Больше быть, чем казаться". Настоящий человек не показывает, чем и в каком количестве он владеет. Когда я был студентом, меня пригласил в гости профессор философии и математики. Он сделал это редкостное исключение для меня, потому что я уже тогда разделял его любимый тезис: "Психика функционирует согласно математическим закономерностям". Всегда, когда я озвучивал это утверждение, он подтверждал: "Конечно, ведь еще Прокл говорил..." Далее каждый раз следовало длинное высказывание на греческом. Значение этого выражения я не знаю до сих пор. Не знаю, наверное, и потому, что очень тонко чувствовал: я никогда не смогу признаться этому элитарному ученому, что по-гречески знаю всего несколько слов. Профессор принадлежал к роду патрициев, который был представлен в нашем университете несколькими поколениями. Парк и дом профессора находились в самой дорогой части города: за те деньги, которые здесь стоил участок земли размером 10x10 квадратных метров, можно было бы построить небольшой дом. Профессорский простой кирпичный дом находился в конце тополиной аллеи. Дом был обставлен стильной мебелью, увешан картинами, написанными маслом, которые в то время меня совсем не интересовали. Однажды профессор захотел объяснить мне один эстетический принцип при помощи математики. Он разъяснил этот принцип на примере картины, висевшей над софой, на которой обычно сидел. В заключение профессор сказал: "Вы видите, Леонардо знал, что красота — понятие математическое". На стене действительно висел подлинный Леонардо да Винчи. "Больше быть, чем казаться " — для представителя элиты это нечто само собой разумеющееся. У этого человека не было автомобиля. Он ходил пешком или ездил на трамвае. Если ученый в трамвае замечал человека, который ему нравился, он направлялся к нему со словами: "Меня зовут С.. . А как Ваше имя?" Самоуважение, которым обладает элита, исключает чувство неполноценности. Человек обрел внутренний покой, он доволен жизнью. Такая установка превращает человека в тактичного заинтересованного наблюдателя. Он — ценитель, а если надо, то и эксперт. Главное для него — качество, истинное достоинство. Он разборчив в выборе людей, с которыми общается. Строг в интересах, которые поддерживает. Избирателен в предметах, которыми себя окружает. Для самоуважения и удовлетворенности необходимо качество. Но оно необходимо не только в эстетическом, но особенно — в этическом поведении. Этические качества, свойственные элитарному человеку, — это, прежде всего, справедливость, надежность и ответственность. Именно такой круг обязанностей включает в себя тезис: "положение обязывает". Напротив, люди без соответствующего происхождения ("sine nobihtate"), то есть снобы — это псевдоэлитарные пижоны. Сноб пытается изобразить из себя знатного человека. А свое высокое положение он создает внешними средствами. Снобы покупают не всегда самые лучшие, но обязательно дорогие вещи. Снобам неважно плохи или хороши вещи сами по себе, им важна известная марка, имя производителя вещей. Они надели бы на себя даже "новое платье короля", если бы на этом "ничто" стояло имя известного модельера. Они вывешивают на себя и на стены то, что считается престижным. Проще всего подражать эстетическим образцам. Научиться "тонкому" пониманию стиля можно в два счета: достаточно обратиться к антиквару. Каким должен быть возраст антикварных вещей, я узнал от одного американца. Он показывал мне свою просторную виллу, подробно описывая каждую картину, каждый стол, каждую лампу. Он рассказывал о вещах, которые я, со всеми достоинствами, видел собственными глазами, но свои комментарии к каждой вещи американец всегда заканчивал словами "... и старше 150 лет". Представитель элиты ничего не выставляет на показ — ни своего имущества, ни образования, ни знаний, ни званий. Сноб же, наоборот, демонстрирует все возможное. Он "показушник". Его жизненный принцип: "Больше казаться, чем быть". Для видимости годится все — машина, которую можно взять напрокат, звание, которое можно купить, титул который состоит из нескольких ничего не значащих букв. В ресторане он изображает, что разбирается в хороших винах, ориентируясь при этом по ценам. На вернисажах ему всегда рады, а это для него очень важно, да и картины ему не мешают. Присутствуя на концерте, он, конечно же, знает имя известного дирижера. Он в состоянии отличить фуги Баха от марша Радецкого — по громкости звучания. При разговоре со снобом уже после нескольких фраз поражаешься, сколько же у него влиятельных и знаменитых друзей. В его элитарной позе нет реального качества, есть видимость качества. Мнимая элитарность (снобизм) — это не уважение к себе, а желание вызвать восхищение публики. Красно-желтый стиль жизни: популярность Впервые я осознал отличия разных жизненных стилей очень давно. Тогда я был в одном местечке для отдыха. Как-то мы сидели с одним режиссером на рыночной площади. К нам подошел известный эстрадный певец. "Роберт, твой фильм об известном X — это фантастика!" — начал певец. — Ты непременно должен снять фильм обо мне". "Ты — последний, о ком я возьмусь делать фильм", — последовал откровенный ответ. Мастер шлягера настаивал: "Роберт, меня знает каждый. Я популярен. Если же ты снимешь обо мне фильм, я стану очень известным, а я хочу стать очень известным". Ни сам певец, ни его песни не были в моем вкусе, но меня удивила точность, с которой он подбирал слова и честная оценка своего имиджа. Благодаря этому певцу я задумался: что же такое — популярный, известный, знаменитый? И что означают другие общественные статусы и соответствующие им жизненные стили? Многие из тех, кто хочет стать популярным, не могут даже надеяться на то, что у кого-то о них сложится слишком высокое мнение. Если официант или барменша называет таких "неизвестных знаменитостей" по имени, это для них уже бальзам на сердце. А вот тот, кто стремится к настоящей популярности, должен приложить большие усилия. Он участвует в работе какого-нибудь союза или партии, потому что его коллеги делают это. А чтобы стать еще более известным, он взваливает на себя обязанности корпоративного казначея, или какую-нибудь массовую работу, потому что надо постоянно быть на виду. Если он замечает, что хотя с ним и здороваются, но многие не знают его по имени, то такое унижение возбуждает в нем еще большее рвение. Стать президентом и зваться в будущем "Господин Майер, наш президент" — вот в чем жаждущий популярности видит воплощение своей мечты. Он внимательно читает газеты, чтобы позаимствовать какое-либо новшество. Если его провозгласят "нашим предприимчивым президентом", он будет счастлив, потому что это знак прогрессивной персоны. При участии в работе какого-то союза, партии или секты главное для него — развитие, будущее, потому что развитие — это одновременно и увеличение его популярности. Такого человека, в принципе, можно причислить к прогрессивным. К умеренно прогрессивным, разумеется. Другое отношение было бы несправедливым. С некоторой оговоркой такого прогрессиста можно причислить к элите. Но это — не сведущий в специальных областях эксперт, он — только выразитель (или даже транслятор) популярных мнений. Ему достаточно быть глашатаем, чтобы получать аплодисменты. Он участвует во всем и бывает везде, где его должны знать. В зависимости от веселости или серьезности момента, у него всегда наготове обычные джинсы индивидуалиста или реакционный фрак. Но на все случаи жизни у него готова эффектная речь без всякого содержания, выступление ни о чем. Скрытой мотивацией всех этих поступков служат два ослабленных чувства себя, от которых он хочет избавиться с помощью популярности. Первое — боязнь быть отвергнутым, страх потерянности. Второе — слабая уверенность в себе, боязнь не добиться признания. Тот, кто добился популярности, уже не чувствует себя потерянным, он может вообразить себе, что добился признания. Но это всего лишь приукрашенная фантазия. Чаще всего к такой цели стремятся не воистину элитарные личности, а знаменитости. Зелено-желтый стиль жизни: знаменитости У стиля жизни знаменитостей нет никаких внешних отличительных признаков. Их характерной чертой является жизненная установка, поднимающая на ту ступеньку, которую они занимают на общественной лестнице. Но нам необходимо уяснить, что же означает понятие "знаменитость", и что отличает ее от популярности, элитарности и могущественности. Я полагаю так: "знаменитость" занимает место между положением "быть могущественным" и "быть элитарным". А по отношению к "популярности" все три состояния расположены выше. Нельзя ответить на вопрос, что такое знаменитость, не определив различия между понятиями "известность" и "знаменитость". Дикторы телевидения или даже популярные ведущие телевизионных программ — люди известные, но не знаменитые. Бульварная журналистика, которая держится на преувеличениях и фальсификациях, любого вездесущего сочинителя может возвести в ранг знаменитости, чтобы извлечь выгоду из его публичности. Потом, когда сочинитель покинет свой искусственно сооруженный трон, затраты на искусственную знаменитость будут оправданы. Для настоящих же знаменитостей представители средств массовой информации — просто корреспонденты. Если подумать, то можно представить себе, каков стиль жизни Папы Римского. Есть знаменитые художники, ведущие самобытный образ жизни, есть другие знаменитости, которые живут в обычном окружении. Нобелевский лауреат, — безусловно, знаменитая личность, но нобелевский лауреат не стремится перенести свою частную жизнь на страницы светских журналов. Кого-то из знаменитых людей привозят в черном лимузине, а кто-то приедет туда же на велосипеде. Один может жить во дворце, а другой спать на раскладушке в лаборатории. Нет обязательных внешних проявлений, типичных для стиля жизни знаменитых людей. Что делает человека знаменитой личностью? Что объединяет крупного ученого, великого мыслителя, видного государственного деятеля, прославленного художника , почитаемого церковного деятеля? Чем человек может быть знаменит? У меня есть друг Рольф, который всегда попадает в самую точку, поэтому я и спросил у него, что он понимает под словом "знаменитый". Он нашелся: "Знаменит тот, кто открывает новые масштабы". Это и есть то, что относится ко всем, кого я считаю знаменитым. Это люди, которые в наше время благодаря своей образцовой убежденности осуществили большие свершения. В ряду выдающихся и знаменитых людей — Мартин Лютер Кинг, Альберт Эйнштейн, Горбачев, Пикассо, Папа Иоанн XXIII. Присвоение ранга "знаменитый" делает честь обществу, когда этот ранг присваивается обдуманно, по реальным выдающимся достижениям личности. Если же лейбл знаменитости приклеивают на словоохотливого политика, на набитый денежный мешок, или на полногрудую обнаженную кинозвезду, то это напоминает позолоченную жесть. Свое величие знаменитости не получают в колыбели. Чтобы достичь величия, необходима мотивация. Сначала функцию такого мотива выполняет личное тщеславие или стремление превзойти кого-то. Знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам. Те же, в ком живет стремление, что-то понять и правильно действовать, достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности. У таких людей вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество. Те, кого общество делает своим избранником в знаменитости, несут перед ним многогранную ответственность. Поэтому общество таит обиду на знаменитых людей, если они оказываются вовлеченными в те же интриги, что и обыкновенные люди. Сине-красный стиль жизни: общительность Кто хочет быть общительным, тот не смог бы быть знаменитым. Дистанцированность знаменитостей от публики вызвала бы у него неудовольствие. Счастье общительного человека в общении со множеством людей. Стиль жизни общительного людей человека не притягивает к себе общественного внимания, потому что он кажется вполне обычным. Особенно — в сравнении со стилем жизни могущественных, элитарных и знаменитых людей. Тем не менее, существуют такие чувства себя, которые побуждают человека к общительному образу жизни. Общительные люди пытаются простым, даже простейшим способом добиться небольшого воздействия и тем самым немного укрепить уверенность в собственных силах. Просто находясь в обществе других людей, они получают ощущение хоть какой-то защищенности. Это приносит им удовлетворение. Самый незначительный повод пережить чувство защищенности, самое слабое подтверждение этого чувства удовлетворяет младенца. Эти две потребности — немного действия и при этом значительное чувство удовлетворенности, вот что характеризует по-детски приветливый стиль жизни общительных людей. Потребность в общении можно удовлетворить в разных местах: поболтав на лестничной клетке, поговорив о политике за столом в пивной, на эмансипированной вечеринке, или на встрече в клубе. Общительные люди не только миролюбивы, они еще и очень интересны. Они искренне смеются, если кто-то, рассказывая старый анекдот, не упустил его суть. Для общительности характерна еще и регулярность. Из года в год планируются встречи в привычной обстановке: совместный обед, совместное путешествие. Дата и место встречи остаются при этом неизменными. Если появляется новичок — аплодируют, если кто-то уходит — печалятся. По-мужски похлопать по плечу или взять под руку по-женски, — все это усиливает чувство привязанности. Она ценится очень высоко, но до тех пор, пока не переходит на личности. Общительные люди ведут себя не только прилично, но и приятно. Прилично и приятно выглядит и обстановка у них дома. Свечи и зеленые растения, сувениры и семейные альбомы — непременные элементы домашней обстановки общительных людей. Они никогда не одеваются по последней моде, скорее — в соответствии с современным вкусом. Чтобы преодолеть недостачу уверенности в себе и неудовлетворенность, они проявляют то, что проповедуется как добродетель — непритязательную скромность. Кто, напротив, обладает достаточной уверенностью в себе и полной удовлетворенностью, тот будет чувствовать себя хорошо, проявляя взыскательную скромность. Общительный стиль жизни, который кажется слишком нормальным, по сути является усредненным стилем. И все же надо радоваться, если сниженная уверенность в себе и неудовлетворенность компенсируются общительностью, а не трансформируются в агрессивность.advertology.ru -------------------- "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы"
Поблагодарили:
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Ректор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Мember Сообщений: 6070 Регистрация: 2.6.2006 Пользователь №: 1865 Поблагодарили: 5841 раз(а) ![]() |
Дракон в подвале
(IMG:http://www.elitarium.ru/uploads/posts/1221814937_1417in.jpg) Автор: Дэннис Посл (Dennis Postle), известный британский психолог, разработчик тренинговых программ самоанализа и личностного роста. Материал публикуется в сокращенном переводе в английского. Как мы воспринимаем мир? Мы конструируем его, исходя из собственного опыта, в свете нашего жизненного пути. Сам стиль нашего поведения — наши реакции, наши склонности и многие наши слабости — определяется тем, как мы научились выживать, когда были младенцами, и позднее — как мы учились выживанию в процессе социализации. Наша собственная история постоянно живет в нас. От нее не отмахнуться. Но в наших силах снизить ее влияние. Потребность в самозащите. Наше развитие — во внутриутробной жизни, в младенчестве, в детстве — всегда побуждается изнутри. Существует противоречие между нашими внутренними нуждами и условиями внешнего мира, так что нам приходится накапливать стратегии приспособления к тем условиям, когда наши потребности не находят удовлетворения. Если наши потребности удовлетворяются своевременно и качественно, мы остаемся открытыми миру, своей матери, своей семье и привыкаем чувствовать себя хорошо. Но если многие наши фундаментальные потребности остаются неудовлетворенными, тогда много энергии уходит у нас на освоение стратегий выживания, избавления от боли и неприятностей. Внутренний стратег. Интерпретатор играет ключевую роль в создании защитных стратегий. С самых первых дней, когда возникает какая-то трудность, он решает, как ее преодолеть, забыть о ней, отвернуться от нее или ликвидировать ее. Он обладает удивительной способностью ограничения боли, сужения наших переживаний таким образом, чтобы свести к минимуму страдание. Те стратегии, которые оказываются эффективны, которые помогают приглушить боль, интерпретатор склонен использовать снова и снова. С самого начала, на протяжении внутриутробной жизни, рождения, младенчества, детства, подросткового и юношеского возраста и всей взрослой жизни интерпретатор осмысливает все происходящее с нами, смягчает болезненные, неприятные и неприемлемые аспекты нашего существования и обеспечивает логическим объяснением наши переживания и наше поведение. Подобно въедливому редактору, мы учимся редактировать новости, пересекающие границу между «внешним миром» и «внутренним миром». Сознание и бессознательное. Те переживания, которые нам приятны и которые мы считаем приемлемыми, мы допускаем в наше сознание. Те же, которые нас ранят или беспокоят, интерпретатор отвергает или подвергает цензуре, и они оседают в бессознательном. Однако они сохраняются в бессловесных сферах нашего разума. И поскольку они невыразимы словами, мы можем ощущать их как чувства, как физическую боль, дискомфорт или беспокойство. Не обладая словесным языком, они проявляют себя в не столь очевидной форме, направляя наше поведение или затрудняя его, влияя на интонации нашего голоса, мимику и жесты, позу, самооценку, установки и убеждения — и даже на выбор супруга. Узнавание боли.Интенсивность и глубина старых травм может значительно различаться. Легко представить себе боль, затаившуюся в глубинах разума ребенка, который рос в Эфиопии, Северной Ирландии или в Бейруте конца XX века или во Вьетнаме в 60—70-х годах. Поведение, обусловленное более «цивилизованными» лишениями, обычно труднее распознать. Для большинства из нас травматический опыт определяется внутриутробным дистрессом, трудностями рождения и огорчениями в процессе взросления. Если вы не уверены в том, насколько прошлое влияет на ваше нынешнее поведение, припомните те случаи, когда вы реагировали слишком бурно или обостренно переживали не такие уж и значительные события либо когда вы оставались равнодушны к чему-то по-настоящему важному. Так и проявляются ранние травмы. Если вы совершенно не чувствуете этой боли, то это скорее всего означает, что вы расходуете очень много энергии на ее подавление. А это может вылиться в заторможенность и инертность, часто именуемую легкой депрессией. Болезненные или неприятные переживания раннего детства могут также выражаться в психосоматических нарушениях, затрагивая дыхательную, пищеварительную, нервную, эндокринную и кровеносную системы, а также железы, мышцы, мозг, кожу и глаза. Наиболее распространенные примеры — астма, диарея, колит, мышечные спазмы, экзема. Кроме того, попытки уберечься от застарелой боли могут привести к серьезным личностным нарушениям, к агрессии, направленной на самого себя, к замкнутости, избеганию близости, неспособности выражать свои чувства, к навязчивым ощущениям неполноценности, вины. Оборотная сторона медали. Раз уж вы тут, то это значит, что вы все вынесли и выжили. Всякий раз, когда вам требовалась какая-то страховка, она у вас оказывалась. Все стили защиты потенциально опасны, и многие из них ведут к серьезным личностным нарушениям. Однако стремление погасить внутреннюю борьбу способно вылиться в колоссальный творческий всплеск, когда оно побуждает людей выражать переживания страдания. Большинство, если не все произведения искусства, литературы, музыки, драматургии и поэзии трогают нас тем, что они созвучны нашей собственной внутренней борьбе и указывают на возможность освобождения от нее. Дракон в подвале Образ дракона, демона или дьявола в мифах и сказках на протяжении веков неявно символизировал боль рождения и тяжелых детских переживаний. Более современная модель, отражающая представления гуманистической психологии, рисует человеческую личность в виде здания, в подвале которого замурован дракон. Дракон воплощает собой накопившуюся в нас боль, тогда как стены подвала символизируют естественную защитную стратегию, позволяющую нам забыть о боли, которая слишком сильна, чтобы ее принять. В периоды стресса или переутомления стены подвала истончаются, позволяя дракону полностью или частично вырваться наружу. Дракон, эта «нерешенная проблема» из детства, обычно надежно замурован в фундаменте нашего разума. Но когда мы оказываемся под давлением, дракон может начать вырываться, либо стены ослабевают, что позволяет давней боли выплеснуться в настоящее. Из-за этого возникают наши преувеличенные реакции. Необходимость затрачивать огромную энергию на восстановление стен подвала может привести к ощущению упадка и депрессии. Дракон может принимать разные формы. Если вступить с ним в спор, он может показаться огромным, свирепым и страшным, глумливо ухмыляющимся и коварным. Но если с ним подружиться, может оказаться, что он печален, боязлив и не столько ужасает, сколько напуган сам. А может быть — он сторожит скрытое сокровище. Поладить с драконом. Со времен Фрейда многие психологи, включая Отто Ранка, Вильгельма Райха, Артура Янова, Станислава Грофа, Уильяма Эмерсона и Фрэнка Лэйка, разрабатывали способы укрощения дракона, побуждая людей заново пережить давнюю боль и выполняя тем самым роль, которую прежде играли шаманы, экзорцисты и другие древние целители, вступавшие в поединок с драконом, дабы найти управу на демонические силы. Постепенно знакомясь со своим драконом посредством гипнотической регрессии, взаимного консультирования, первичной терапии или телесно-ориентированной терапии по Райху, можно обрести новую энергию, просветление и творческие озарения. Существуют пять простых стратегий, которые мы используем в нашей взрослой жизни с целью оградить себя от воспоминаний о прошлой боли, — пять путей «выбрать из двух зол меньшее». Из них всех проекция, пожалуй, наиболее распространена, но нередко возможно обращение к нескольким или даже ко всем этим способам. Проекция. Когда в другом человеке, организации или явлении мы находим отражение тех частей самого себя, которых нам недостает, которые мы ненавидим или отказываемся признать, мы тем самым избегаем внутреннего дискомфорта, приписывая им наши грехи и недостатки. Мы даже можем убедить самих себя, что к нам самим все это не относится. Если мы чувствуем себя плохими, мы начинаем верить, что другие люди еще хуже; если нам недостает добрых чувств, мы можем начать считать других добросердечными. Еще одна распространенная форма проекции — поиски козла отпущения, когда один из членов семьи или какая-то особая группа становятся объектом враждебности со стороны всех остальных. В Европе несколько поколений «духовных вождей» проецировали свои личные проблемы на миллионы невинных жертв посредством охоты на ведьм и инквизиции. Другие примеры поиска козла отпущения — Джо Маккарти с его манией «коммуниста под каждой кроватью» или ненависть Гитлера к евреям. Напротив, в качестве «героической» проекции группа выдвигает харизматического лидера, гуру или избранника, который признается непогрешимым, даже если он ведет группу к кошмару. Интроекция. Когда некто значимый для нас высказывает свои мнения и суждения, мы можем интроецировать (присвоить) их, воспринять их как свои собственные и расценить их проекцию на нас как правильную. Так, если ваш отец невысокого мнения о своем интеллекте и он проецирует это мнение на вас, постоянно повторяя: «Ты — болван», вы можете присвоить это мнение и увериться в его справедливости. Либо если, испытав болезненные переживания в утробе матери и в процессе рождения, вы становитесь беспокойным младенцем, то можете усвоить низкое мнение о себе, поскольку доставляете беспокойство матери. Если же она сама обеспокоена возникающими у нее враждебными чувствами в ваш адрес и стремится компенсировать их повышенной нежностью, вы можете интроецировать это отношение и увериться, что вы — «хороший», «замечательный», «умница». Впоследствии, во взрослой жизни, может оказаться затруднительно строить свою жизнь в соответствии с этим идеализированным образом. Отрицание. Когда переживания прошлого или настоящего слишком болезненны или неприемлемы, мы можем постараться блокировать их, отвергнуть их. Например, если наша природная склонность к жизнерадостности, творчеству, юмору или гневу оказывается неприемлема для окружающихнас людей, мы от нее отказываемся. Когда ситуация чересчур затруднительна, мы можем постараться забыть о своих чувствах, игнорировать или погасить их либо спрятать свою боль за фасадом веселости. В ситуации отрицания наш социальный облик противоречит нашим глубинным переживаниям. Замещение. Когда нам не удается совладать с чувствами, которые нам присущи, мы можем попытаться перенести их на окружающий мир и на других людей и начать считать, что эти чувства исходят от них. Наши неприемлемые переживания могут привести к тому, что окружающие начинают казаться нам плохими; либо мы можем попытаться заместить свой дистресс агрессией в отношении других людей; либо, если мы чувствуем себя одинокими, то можем проявить навязчивость в отношении других людей, которые, как нам кажется, только этого и ждут. Вытеснение. Когда переживание настолько болезненно, что вызывает повышение ритма сердцебиения и температуры тела до угрожающего уровня, мы можем справиться с ним посредством вытеснения его из сознания, или забывания. Вытесненные переживания превращаются в «телесный панцирь», когда определенные группы мышц и связок оказываются в постоянном искусственном напряжении. Из-за этого может появиться лишний вес, сутулость, скованность. Забытые чувства могут потеряться из виду на всю жизнь, тем не менее они определяют нашу предрасположенность к различным психосоматическим нарушениям, а также заставляют использовать наш интеллект в целях ограждения от неприятных застарелых переживаний. Когда мы перевозбуждены, утомлены или нездоровы, эти чувства могут прорваться в сознание. Затруднения во взрослой жизни, которые пробуждают прошлое, провоцируют неадекватные реакции. Если кто-то ведет себя неразумно, это скорее всего острая защитная реакция, которая выглядит «ненормальной», поскольку мы видим только вызвавшее ее событие и эмоциональную реакцию, но ничего не знаем об используемой защитной стратегии и давней травме. Уровни защиты. Интенсивность и длительность исходных переживаний определяют ту степень, в которой они влияют на взрослое поведение. Если, к примеру, наша внутриутробная жизнь и процесс рождения были относительно свободны от боли и все наши потребности удовлетворялись, то мы скорее всего станем реагировать на наши проблемы открыто и конструктивно. Если ранние этапы нашей жизни были не идеальными, но «вполне хорошими», то нам не так уж трудно справляться с возникающими затруднениями и сохранять стойкость перед лицом возможных испытаний, хотя время от времени мы и можем чувствовать себя неважно. Если же боль была так сильна, что нам приходилось вытеснять ее из сознания, то во взрослой жизни мы можем столкнуться с трудностями в преодолении некоторых ситуаций. Мы можем оказаться склонны проецировать дурные чувства на окружающих людей, на весь мир, и нам может быть нелегко вести себя открыто и доверять людям. Чем более сильную боль мы пережили, тем более мы окажемся склонны к защите в последующей жизни и тем в большей мере эта защитная стратегия станет влиять на наш интеллект. Понимание того, как старые травмы влияют на настоящее, позволяет прояснить отношения с окружающими. Воспроизводя воспоминания о старых травмах, мы можем разобраться в своих защитных стратегиях и научиться пользоваться новыми, конструктивными стратегиями вместо защитных. И чем более самоотверженно мы будем стремиться этого достичь, тем более свободны станем от тирании нашего жизненного опыта. Ответственность, сострадание и агрессия. Осознав, что наше нынешнее поведение отчасти может объясняться нашим прошлым, мы можем попытаться использовать это в качестве оправдания, как способ избежать ответственности. А это, по сути дела, есть просто еще одна защитная стратегия. То, что многие наши сильные реакции основываются на нашем давнем опыте, еще не означает, что мы вправе сложить с себя ответственность за то, как мы себя ведем. Ответственность означает отказ от защитных стратегий в пользу стратегий конструктивных. Не менее важно и сочувствие к самому себе. Если мы, будучи взрослыми, страдаем из-за своего полуавтоматического поведения, очень важно бывает принять тот факт, что наши изначальные стратегии выживания жизненно необходимы и достойны уважения. Важно также осознать: поскольку наш личный опыт обид и унижений влияет на наше отношение к окружающим, другие люди так же, в свою очередь, бывает, оскорбляют и ранят других вследствие своего собственного личного опыта. Когда они так поступают, наши чувства к ним в основном определяются их поведением. В ситуации конфликта следует учесть и влияние нашего жизненного опыта. Но это не означает, что тем самым мы можем оправдать агрессию и что мы не должны ей противостоять. Для большинства из нас определенный уровень дистресса является неизбежным. К счастью, одним из величайших достижений XX века явилось открытие тех способов, посредством которых старые травмы могут быть извлечены на поверхность и смягчены. Осознание того, как искаженное восприятие, неправильные установки и неадекватное поведение привлекаются нами для утоления давней боли, является первым шагом к избавлению от них. Конструктивные стратегии По мере того как мы осознаем, что наш внутренний мир является отражением нашего жизненного пути, на смену защитным стратегиям начинают приходить более действенные стратегии: Признание — распознавание и принятие тех элементов нашего жизненного опыта, которые окрашивают наше поведение. Вознаграждение — умение распознать и оценить те сферы нашего разума, которые отличаются ясностью и силой. Противопоставление — нахождение способов активно воспрепятствовать старому дистрессу, когда он проявляется, за счет противостояния установкам, направляющим наше поведение. Тогда «Я должен(а)» превращается в «Я предпочитаю». Самообладание — активное и уверенное отношение к жизни как к эффективному предприятию, а не как к неизбежному испытанию. Регрессия — готовность с доверием отнестись к тому, что воспроизведение детского дистресса может способствовать реорганизации наших приспособительных стратегий. Ассертивность — умение увериться, не впадая в дистресс, что мы обладаем определенными неотъемлемыми правами и вольны исполнять свои обязательства, не позволяя другим нас эксплуатировать. элитариум -------------------- "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы"
Поблагодарили:
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 1.05.2025, 23:48 |