Психология |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Психология |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Ректор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Мember Сообщений: 6070 Регистрация: 2.6.2006 Пользователь №: 1865 Поблагодарили: 5841 раз(а) ![]() |
Шесть стилей жизни
Автор: Макс Люшер (Max Lusher), швейцарский психотерапевт, профессор, создатель клинического цветового теста Люшера. Материал публикуется в переводе с немецкого. Вам наверняка известны семьи, в которых братья и сестры обладают очень разными характерами. И поэтому у них очень разные судьбы. Это подтверждает, что саморегуляция играет первостепенную роль в том, как мы поступаем со своей жизнью. Общество определяет нашу судьбу не в такой высокой степени, как считают некоторые мудрецы, и как утверждается во многих политических идеологиях. Каждый сам несет ответственность за свою судьбу. Как он использует свои возможности, как справляется с напастями, как протекает жизнь — все эти факторы в ведении самого человека. Сможем ли мы избежать давления, вовремя разорвать бесплодные отношения, разумно использовать благоприятные возможности — все это зависит от нас самих. Еще римский император Марк Аврелий (121-180) говорил: "Наша жизнь есть то, во что ее превращают наши мысли". И судьба нашего тела тоже зависит от стиля жизни, притом в значительно большей степени, чем предполагает рассуждающий с точки зрения естествознания медик. Каждое чувство — это одновременно и состояние организма. Чувства возбуждения или покоя вызывают напряжение или расслабление. Инструментальные измерения состояния организма, субъективные жалобы показывают, в каких частях тела проявляется воздействие чувств на организм. Четыре чувства себя: самоуважение, уверенность в себе, внутренняя свобода и внутренне удовлетворение у многих людей развиты ненормально. Два чувства себя могут быть, к примеру, сильными, а два других — слишком слабыми. У многих людей то или иное чувство себя может даже попасть в разрушительный заколдованный круг переоценки или недооценки самого себя. Из всех возможных способов поведения мы опишем здесь всего шесть характеров и соответствующие им стили жизни, которые проявляются в тех случаях, когда два из четырех чувств себя преобладают, а два других — недостаточны. При этом мы, наверное, будем узнавать самих себя и, конечно, других знакомых нам людей. Узнаем, когда увидим: одни хотят быть могущественными, а другие любимыми, кто-то хочет принадлежать к элите, а кто-то стать популярными, кому-то любой ценой надо изобразить из себя знаменитость, а кому-то необходимо общение, или хотя бы присутствие при общении. Четыре чувства себя соответствуют восприятию четырех цветов: темно-синий соответствует удовлетворенности; синевато-зеленый соответствует самоуважению; оранжево-красный соответствует уверенности в себе; светло-желтый соответствует внутренней свободе. Через восприятие этих точно определенных цветовых оттенков можно проникнуть в сущность душевного состояния всех шести стилей жизни. Поэтому каждый раз в названии описываемого стиля жизни присутствуют два преобладающих цвета. Красно-зеленый стиль жизни: могущественность Тот, кому необходима защита от чувства слабости и беспомощности, мечтает стать сильным и мужественным, чтобы обрести чувство уверенности в себе. И тот, кто не в ладу с чувством самоуважения и переживает чувство неполноценности, обманывая себя, тоже, с надменным высокомерием стремится играть роль могущественного человека. Приобрести уверенность в себе и вызвать уважение — из этих двух побуждений часто возникает потребность быть могущественным и властвовать. По-видимому, воля к власти и возникает в состоянии беспомощности и бессилия. Боксер экстра-класса рассказывал, что в юности его часто колотили, и он решил превзойти своих обидчиков. Известно немало случаев, когда дети из бедных семей, пережив в юные годы чувство обойденности, сделали удачную карьеру: стали крупными промышленниками, успешными коммерсантами, добились выдающихся результатов в спорте или в искусстве. Чувство неполноценности нередко переносится на какое-либо внешнее обстоятельство — на маленький рост, физический дефект и т.д. И такое чувство может вызвать стремление к превосходству и к власти над другими людьми. Исследования семьи показали: если старший сын берет на себя роль лидера по отношению к младшим братьям и сестрам, то и в будущем он исполняет эту же роль в любой профессии — директора, учителя, священника, политика. А происходит это так... Старший сын переживает состояние мнимой отверженности, потерянности и беспомощности, когда в семье появляется еще один ребенок. Ему кажется, что он обойден вниманием и родительской любовью, что все это отдано новорожденному. Но в роли помощника и "разумного старшего брата" он восстанавливает чувство собственной значимости. Потребность могущества, вытесняющего беспомощность и неуверенность в себе, свойственна отнюдь не только диктаторам. Власть проявляется не только на поле битвы, но и в кабинетах, и в спальнях. Насильники, бранящиеся критиканы, энтузиасты нравоучений, спорщики и все граждане с поднятым вверх указательным пальцем надеются добиться благоприятного состояния через власть. Жажда власти свойственна многим — политикам и руководителям, дельцам мелкого и крупного масштаба, карьеристам и честолюбцам, проводящим время за письменным столом. Власть всегда проявляется по отношению к партнерам, поэтому всегда связана с социальной ответственностью и справедливостью. Известный историк из Базеля Якоб Буркхардт (1818-1897) считал, что власть "сама по себе не является злом". Если же ответственность и справедливость отсутствуют, и особенно если властители нарушают эти социальные ценности, то это уже злоупотребление властью. Могущественные люди, чуждые справедливости и ответственности, — это не лидеры, а совратители, злоупотребляющие своей властью. (Игра слов: в немецком тексте Fuhrer — лидер, Ver — Fuhrer — совратитель, соблазнитель. — прим. редактора) Судья в суде или в спорте признается авторитетной персоной, если он, принимая решения стремится к справедливости. Обладать властью и отдавать приказы имеет право лишь тот, кто готов быть справедливым и ответственным. Если эти принципы выдерживаются, то учитель, родители, начальник, офицер и государство могут с полным основанием отдавать приказы. Понятие "антиавторитаризм" применимо лишь к злоупотреблению властью. Многие люди утратили необходимое с этической точки зрения уважение к справедливым и ответственным общественным авторитетам. Компетентный человек всегда действует обоснованно и убедительно. Возвышенный положением компетентный лидер, безусловно, обладает властью, он — авторитетен, но не авторитарен. Власть может преследовать две цели. Один стиль власти — сохранение установившегося порядка и традиций. Таковы старая аристократия и адепты фундаментальных догматических наставлений. Другой стиль власти — стремление к расширению и совершенствованию жизнедеятельности, к присоединению новых территорий, к проникновению на новые рынки, к открытию и освоению новых сфер активности. Локальные партнерские отношения тоже могут нести на себе отпечаток обоих стилей власти: желание подчинить партнера, или стремление к обладанию всем. Власть обязательно представляет себя знаками престижа. Мелкий обыватель — своим автомобилем, более крупный — своей виллой, а самый могущественный — чем-то триумфальным в глазах потомков. Чего не достает типичному представителю власти, так это душевной любви. Поэтому и его по-настоящему никто не любит. Прав был преуспевающий босс, который говорил: "Хотя я тот, кто приносит деньги в дом, единственный кто меня любит, это наша собака". О теме любви речь пойдет дальше, при описании "сине-желтого" стиля жизни. Сине-желтый стиль жизни: потребности в любви Переживание беспомощности, которое часто испытывают дети, может обернуться стремлением к власти, или вызвать другую мощную потребность — потребность в любви. Ребенку необходимы внимательная забота родителей и их постоянная готовность понять своего маленького человека. Ребенок нуждается в защищенности. Хотя такое обращение называется материнской любовью, все люди до вполне взрослого возраста такое чуткое родительское отношение понимают как собственно любовь. Обладающие подобным свойственным ребенку ожиданием любви, сами еще не любят, а только испытывают потребность быть любимым. Оба могут стать нуждающимися в любви: и тот, кто вырос без любви, и тот, кто привык к избалованности и к состоянию любимого. Привыкший к любви может не осознать, что любовь — это действие, воплощающееся в том, чтобы с пониманием и заботой повернуться лицом к другому человеку. Кто не научился любить сам, ждет, чтобы полюбили его, но такие надежды чаще всего не исполняются. Почему мы не подходим к человеку, который кажется нам симпатичным? Почему мы боимся быть отвергнутыми? Почему у нас отсутствует внутренняя свобода, чтобы поступать так, как нам хочется? Маленький ребенок нуждается в привязанности и защищенности. Свобода не даст ему ничего, она лишь создает ощущение опасности. Позже, когда его духовные и физические способности разовьются до определенного уровня, он сможет, мелкими шагами, учиться принимать свободные решения. Благодаря свободе в принятии решений — верных или ошибочных, благодаря свободе действовать — правильно или неверно, человек становится самостоятельным. Так он сам берет на себя ответственность за свои поступки и за последствия своих решений. Почему многие страшатся этой свободы и сопряженной с ней ответственности за последствия? Мой ответ: человеку, для которого состояние любимого и изнеженное обращение стали привычными, очень трудно представить себе, что любовь — это собственное действие. А действовать ему еще труднее. Постоянно любимому и изнеженному существу обрести любовь-действие мешает еще одно препятствие: боязнь быть отвергнутым. Кто испытывает острую потребность в любви, или изначально избалован любовью, тот не переносит отказа. Он ведет себя абсурдно, подобно тому игроку, который признается: "Я играю только тогда, когда выигрываю". При такой установке любовь остается трудно исполнимым страстным желанием. Неутоленную потребность любви тяжело перенести. Человек недоволен, потому что не находит того, чего хочет и что считает имеющим смысл. Но он не находит этого потому, что не решается даже выразить свои желания. Почему он не осмеливается проявить свое желание любви? Потому что он боится получить отказ, потому что сам не готов отказаться от желания любви. Такой человек воспринимает отказ как личное отвержение, а надо бы научиться принимать реальность такой, какая она есть, вместо того, чтобы, лелея свою эгоцентрическую гордость, чувствовать себя униженным. Только тот, кто в состоянии свободно выражать свои желания, будучи готовым и отказаться от них, обладает истинной, и редкой, внутренней свободой. Но если человек не обладает внутренней свободой, достаточной для того, чтобы найти и испытать искреннюю и восхищающую любовь, в нем возникает невыносимый дефицит любви. Так разгорается необходимость, во что бы то ни стало, найти выход из этой "безнадежной" ситуации. Стиль жизни очарованных потребностью любви расходится по трем путям — трем путям бегства. Первый путь используется наиболее часто, по нему идут прежде всего разведенные. Это постоянный поиск идеальной любви. Искатели идеальной любви вытесняют свою печаль надеждой на будущее. Некоторых странников любви этот путь приводит к постоянной смене партнеров или к банальному нравственному разложению, другие сбегают в мир спиритических грез. Находящиеся в вечном поиске идеальной любви часто очень сильно привыкают к своему состоянию. Они даже не подозревают, что сами уже не готовы к настоящей привязанности. Они с какого-то момента начинают стремиться не к любовной привязанности, а к расположению. Их можно встретить в различных Обществах, Клубах, в Группах самопознания. Они ходят туда чтобы поболтать о любви, пообниматься, или чтобы пережить озарение. Второй путь выбирают чувствительные эстеты. Их любовь больше не распространяется на партнеров — партнеры могут разочаровать. Их любовь отдается прекрасным предметам и обезличенным переживаниям: музыке, литературе, путешествиям. Третий путь бегства — самый рискованный. Этот путь имитирует настоящую любовь. Настоящая любовь строится на двуедином отношении — "давать" и "брать". Но жаждущий любви, исповедующий стиль третьего пути, погружается в состояние односторонней преданности. Он не хочет и не может брать. Безответно дающий убежден: чтобы быть любимым, он обязан в любое мгновение быть готовым прийти на помощь к объекту любви, и приходит — иногда навязчиво. Балуя любимого человека чрезмерной заботой, он или она беспрестанно навязывает себя партнеру и неотрывно вцепляется в предмет своей безмерной любви. Партнер такую любовь воспринимает как стеснение и подавление. Навязчивая преданность может стать невыносимой, когда от любимого постоянно ждут, или даже со страдальческим выражением лица требуют доказательств и подтверждений ответной любви. Объекту преданности нередко запрещают проявлять малейший интерес к чему-то, или к кому-то. Эта скрытая ревность возникает не из-за желания "владеть", а из-за боязни потерять любовь и, в конце концов, из-за собственной потерянности: не только в любви — во всем. Люди, страстно нуждающиеся в любви, с их потребностью заботиться о ком-то, легко и безоглядно привязываются к детям, домашним животным, к беспомощным и слабым. Они ведут себя, как алкоголики, которые чрезвычайно ценят подобных себе страдальцев. Сине-зеленый стиль жизни: элита Элитарный стиль жизни передается понятием "почтенный". Этот эпитет указывает, что именно определяет элитарную установку и поведение. Для элиты важны два чувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Непосвященному в элитологию сразу бросается в глаза категория "почтенный". Действительно, в первом приближении, можно подумать, что для элиты важно почтенное одобрение. Для "избранных" большая ценность — жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение. Но не исключено, что признание и самоуважение служат для элиты всего лишь средством достижения удовлетворенности жизнью. Одно убеждение, несомненно, вошло в плоть и кровь представителей элиты: удовлетворенным жизнью может быть только тот, кто живет согласно собственным убеждениям и бескомпромиссно сохраняет самоуважение. Еще одно понятие отличает элитарный образ жизни. Прежде всего — поведение, соответствующее высоким этическим и эстетическим критериям. Истинное качество жизни элитарный человек ищет не в модной повседневности, а в ценностях, выдержавших испытание временем. Истинное качество жизни элитарный тип находит там, где лучшие представители общества достигли вершин культуры. Там, где многие поколения выдающихся людей создали общепризнанный высокий стиль. Поэтому носителя элитарности проще всего встретить в антикварном магазине. Он ищет редкую книгу, которой нет в списке заказов. Любимые книги он одевает в кожаный переплет и наслаждается, бережно держа раритет в руках. В лавке старьевщика он отыскивает шкафчик или столик, выкрашенный в непривлекательный цвет, но совершенный по форме, чтобы, устранив следы безвкусицы, насладиться дивным предметом. Он вполне знает нормальную цену всему, но за хорошее вино или шелковый ковер готов выложить огромные деньги. Один древний летописец охарактеризовал жителей моего родного города следующими словами: "Больше быть, чем казаться". Настоящий человек не показывает, чем и в каком количестве он владеет. Когда я был студентом, меня пригласил в гости профессор философии и математики. Он сделал это редкостное исключение для меня, потому что я уже тогда разделял его любимый тезис: "Психика функционирует согласно математическим закономерностям". Всегда, когда я озвучивал это утверждение, он подтверждал: "Конечно, ведь еще Прокл говорил..." Далее каждый раз следовало длинное высказывание на греческом. Значение этого выражения я не знаю до сих пор. Не знаю, наверное, и потому, что очень тонко чувствовал: я никогда не смогу признаться этому элитарному ученому, что по-гречески знаю всего несколько слов. Профессор принадлежал к роду патрициев, который был представлен в нашем университете несколькими поколениями. Парк и дом профессора находились в самой дорогой части города: за те деньги, которые здесь стоил участок земли размером 10x10 квадратных метров, можно было бы построить небольшой дом. Профессорский простой кирпичный дом находился в конце тополиной аллеи. Дом был обставлен стильной мебелью, увешан картинами, написанными маслом, которые в то время меня совсем не интересовали. Однажды профессор захотел объяснить мне один эстетический принцип при помощи математики. Он разъяснил этот принцип на примере картины, висевшей над софой, на которой обычно сидел. В заключение профессор сказал: "Вы видите, Леонардо знал, что красота — понятие математическое". На стене действительно висел подлинный Леонардо да Винчи. "Больше быть, чем казаться " — для представителя элиты это нечто само собой разумеющееся. У этого человека не было автомобиля. Он ходил пешком или ездил на трамвае. Если ученый в трамвае замечал человека, который ему нравился, он направлялся к нему со словами: "Меня зовут С.. . А как Ваше имя?" Самоуважение, которым обладает элита, исключает чувство неполноценности. Человек обрел внутренний покой, он доволен жизнью. Такая установка превращает человека в тактичного заинтересованного наблюдателя. Он — ценитель, а если надо, то и эксперт. Главное для него — качество, истинное достоинство. Он разборчив в выборе людей, с которыми общается. Строг в интересах, которые поддерживает. Избирателен в предметах, которыми себя окружает. Для самоуважения и удовлетворенности необходимо качество. Но оно необходимо не только в эстетическом, но особенно — в этическом поведении. Этические качества, свойственные элитарному человеку, — это, прежде всего, справедливость, надежность и ответственность. Именно такой круг обязанностей включает в себя тезис: "положение обязывает". Напротив, люди без соответствующего происхождения ("sine nobihtate"), то есть снобы — это псевдоэлитарные пижоны. Сноб пытается изобразить из себя знатного человека. А свое высокое положение он создает внешними средствами. Снобы покупают не всегда самые лучшие, но обязательно дорогие вещи. Снобам неважно плохи или хороши вещи сами по себе, им важна известная марка, имя производителя вещей. Они надели бы на себя даже "новое платье короля", если бы на этом "ничто" стояло имя известного модельера. Они вывешивают на себя и на стены то, что считается престижным. Проще всего подражать эстетическим образцам. Научиться "тонкому" пониманию стиля можно в два счета: достаточно обратиться к антиквару. Каким должен быть возраст антикварных вещей, я узнал от одного американца. Он показывал мне свою просторную виллу, подробно описывая каждую картину, каждый стол, каждую лампу. Он рассказывал о вещах, которые я, со всеми достоинствами, видел собственными глазами, но свои комментарии к каждой вещи американец всегда заканчивал словами "... и старше 150 лет". Представитель элиты ничего не выставляет на показ — ни своего имущества, ни образования, ни знаний, ни званий. Сноб же, наоборот, демонстрирует все возможное. Он "показушник". Его жизненный принцип: "Больше казаться, чем быть". Для видимости годится все — машина, которую можно взять напрокат, звание, которое можно купить, титул который состоит из нескольких ничего не значащих букв. В ресторане он изображает, что разбирается в хороших винах, ориентируясь при этом по ценам. На вернисажах ему всегда рады, а это для него очень важно, да и картины ему не мешают. Присутствуя на концерте, он, конечно же, знает имя известного дирижера. Он в состоянии отличить фуги Баха от марша Радецкого — по громкости звучания. При разговоре со снобом уже после нескольких фраз поражаешься, сколько же у него влиятельных и знаменитых друзей. В его элитарной позе нет реального качества, есть видимость качества. Мнимая элитарность (снобизм) — это не уважение к себе, а желание вызвать восхищение публики. Красно-желтый стиль жизни: популярность Впервые я осознал отличия разных жизненных стилей очень давно. Тогда я был в одном местечке для отдыха. Как-то мы сидели с одним режиссером на рыночной площади. К нам подошел известный эстрадный певец. "Роберт, твой фильм об известном X — это фантастика!" — начал певец. — Ты непременно должен снять фильм обо мне". "Ты — последний, о ком я возьмусь делать фильм", — последовал откровенный ответ. Мастер шлягера настаивал: "Роберт, меня знает каждый. Я популярен. Если же ты снимешь обо мне фильм, я стану очень известным, а я хочу стать очень известным". Ни сам певец, ни его песни не были в моем вкусе, но меня удивила точность, с которой он подбирал слова и честная оценка своего имиджа. Благодаря этому певцу я задумался: что же такое — популярный, известный, знаменитый? И что означают другие общественные статусы и соответствующие им жизненные стили? Многие из тех, кто хочет стать популярным, не могут даже надеяться на то, что у кого-то о них сложится слишком высокое мнение. Если официант или барменша называет таких "неизвестных знаменитостей" по имени, это для них уже бальзам на сердце. А вот тот, кто стремится к настоящей популярности, должен приложить большие усилия. Он участвует в работе какого-нибудь союза или партии, потому что его коллеги делают это. А чтобы стать еще более известным, он взваливает на себя обязанности корпоративного казначея, или какую-нибудь массовую работу, потому что надо постоянно быть на виду. Если он замечает, что хотя с ним и здороваются, но многие не знают его по имени, то такое унижение возбуждает в нем еще большее рвение. Стать президентом и зваться в будущем "Господин Майер, наш президент" — вот в чем жаждущий популярности видит воплощение своей мечты. Он внимательно читает газеты, чтобы позаимствовать какое-либо новшество. Если его провозгласят "нашим предприимчивым президентом", он будет счастлив, потому что это знак прогрессивной персоны. При участии в работе какого-то союза, партии или секты главное для него — развитие, будущее, потому что развитие — это одновременно и увеличение его популярности. Такого человека, в принципе, можно причислить к прогрессивным. К умеренно прогрессивным, разумеется. Другое отношение было бы несправедливым. С некоторой оговоркой такого прогрессиста можно причислить к элите. Но это — не сведущий в специальных областях эксперт, он — только выразитель (или даже транслятор) популярных мнений. Ему достаточно быть глашатаем, чтобы получать аплодисменты. Он участвует во всем и бывает везде, где его должны знать. В зависимости от веселости или серьезности момента, у него всегда наготове обычные джинсы индивидуалиста или реакционный фрак. Но на все случаи жизни у него готова эффектная речь без всякого содержания, выступление ни о чем. Скрытой мотивацией всех этих поступков служат два ослабленных чувства себя, от которых он хочет избавиться с помощью популярности. Первое — боязнь быть отвергнутым, страх потерянности. Второе — слабая уверенность в себе, боязнь не добиться признания. Тот, кто добился популярности, уже не чувствует себя потерянным, он может вообразить себе, что добился признания. Но это всего лишь приукрашенная фантазия. Чаще всего к такой цели стремятся не воистину элитарные личности, а знаменитости. Зелено-желтый стиль жизни: знаменитости У стиля жизни знаменитостей нет никаких внешних отличительных признаков. Их характерной чертой является жизненная установка, поднимающая на ту ступеньку, которую они занимают на общественной лестнице. Но нам необходимо уяснить, что же означает понятие "знаменитость", и что отличает ее от популярности, элитарности и могущественности. Я полагаю так: "знаменитость" занимает место между положением "быть могущественным" и "быть элитарным". А по отношению к "популярности" все три состояния расположены выше. Нельзя ответить на вопрос, что такое знаменитость, не определив различия между понятиями "известность" и "знаменитость". Дикторы телевидения или даже популярные ведущие телевизионных программ — люди известные, но не знаменитые. Бульварная журналистика, которая держится на преувеличениях и фальсификациях, любого вездесущего сочинителя может возвести в ранг знаменитости, чтобы извлечь выгоду из его публичности. Потом, когда сочинитель покинет свой искусственно сооруженный трон, затраты на искусственную знаменитость будут оправданы. Для настоящих же знаменитостей представители средств массовой информации — просто корреспонденты. Если подумать, то можно представить себе, каков стиль жизни Папы Римского. Есть знаменитые художники, ведущие самобытный образ жизни, есть другие знаменитости, которые живут в обычном окружении. Нобелевский лауреат, — безусловно, знаменитая личность, но нобелевский лауреат не стремится перенести свою частную жизнь на страницы светских журналов. Кого-то из знаменитых людей привозят в черном лимузине, а кто-то приедет туда же на велосипеде. Один может жить во дворце, а другой спать на раскладушке в лаборатории. Нет обязательных внешних проявлений, типичных для стиля жизни знаменитых людей. Что делает человека знаменитой личностью? Что объединяет крупного ученого, великого мыслителя, видного государственного деятеля, прославленного художника , почитаемого церковного деятеля? Чем человек может быть знаменит? У меня есть друг Рольф, который всегда попадает в самую точку, поэтому я и спросил у него, что он понимает под словом "знаменитый". Он нашелся: "Знаменит тот, кто открывает новые масштабы". Это и есть то, что относится ко всем, кого я считаю знаменитым. Это люди, которые в наше время благодаря своей образцовой убежденности осуществили большие свершения. В ряду выдающихся и знаменитых людей — Мартин Лютер Кинг, Альберт Эйнштейн, Горбачев, Пикассо, Папа Иоанн XXIII. Присвоение ранга "знаменитый" делает честь обществу, когда этот ранг присваивается обдуманно, по реальным выдающимся достижениям личности. Если же лейбл знаменитости приклеивают на словоохотливого политика, на набитый денежный мешок, или на полногрудую обнаженную кинозвезду, то это напоминает позолоченную жесть. Свое величие знаменитости не получают в колыбели. Чтобы достичь величия, необходима мотивация. Сначала функцию такого мотива выполняет личное тщеславие или стремление превзойти кого-то. Знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам. Те же, в ком живет стремление, что-то понять и правильно действовать, достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности. У таких людей вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество. Те, кого общество делает своим избранником в знаменитости, несут перед ним многогранную ответственность. Поэтому общество таит обиду на знаменитых людей, если они оказываются вовлеченными в те же интриги, что и обыкновенные люди. Сине-красный стиль жизни: общительность Кто хочет быть общительным, тот не смог бы быть знаменитым. Дистанцированность знаменитостей от публики вызвала бы у него неудовольствие. Счастье общительного человека в общении со множеством людей. Стиль жизни общительного людей человека не притягивает к себе общественного внимания, потому что он кажется вполне обычным. Особенно — в сравнении со стилем жизни могущественных, элитарных и знаменитых людей. Тем не менее, существуют такие чувства себя, которые побуждают человека к общительному образу жизни. Общительные люди пытаются простым, даже простейшим способом добиться небольшого воздействия и тем самым немного укрепить уверенность в собственных силах. Просто находясь в обществе других людей, они получают ощущение хоть какой-то защищенности. Это приносит им удовлетворение. Самый незначительный повод пережить чувство защищенности, самое слабое подтверждение этого чувства удовлетворяет младенца. Эти две потребности — немного действия и при этом значительное чувство удовлетворенности, вот что характеризует по-детски приветливый стиль жизни общительных людей. Потребность в общении можно удовлетворить в разных местах: поболтав на лестничной клетке, поговорив о политике за столом в пивной, на эмансипированной вечеринке, или на встрече в клубе. Общительные люди не только миролюбивы, они еще и очень интересны. Они искренне смеются, если кто-то, рассказывая старый анекдот, не упустил его суть. Для общительности характерна еще и регулярность. Из года в год планируются встречи в привычной обстановке: совместный обед, совместное путешествие. Дата и место встречи остаются при этом неизменными. Если появляется новичок — аплодируют, если кто-то уходит — печалятся. По-мужски похлопать по плечу или взять под руку по-женски, — все это усиливает чувство привязанности. Она ценится очень высоко, но до тех пор, пока не переходит на личности. Общительные люди ведут себя не только прилично, но и приятно. Прилично и приятно выглядит и обстановка у них дома. Свечи и зеленые растения, сувениры и семейные альбомы — непременные элементы домашней обстановки общительных людей. Они никогда не одеваются по последней моде, скорее — в соответствии с современным вкусом. Чтобы преодолеть недостачу уверенности в себе и неудовлетворенность, они проявляют то, что проповедуется как добродетель — непритязательную скромность. Кто, напротив, обладает достаточной уверенностью в себе и полной удовлетворенностью, тот будет чувствовать себя хорошо, проявляя взыскательную скромность. Общительный стиль жизни, который кажется слишком нормальным, по сути является усредненным стилем. И все же надо радоваться, если сниженная уверенность в себе и неудовлетворенность компенсируются общительностью, а не трансформируются в агрессивность.advertology.ru -------------------- "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы"
Поблагодарили:
|
|
|
![]() |
![]() ![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Ректор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Мember Сообщений: 6070 Регистрация: 2.6.2006 Пользователь №: 1865 Поблагодарили: 5841 раз(а) ![]() |
Защитные механизмы психики
Автор: эксперт Вадим Игоревич Короткий, психолог-консультант, разработчик авторских методик преподавания психологии. (IMG:http://www.elitarium.ru/uploads/images/573protection01.jpg) Если представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями аксессуаров (привычки, роли, мысли и т. п.), то самым наружным и самым главным слоем, сдерживающим напор агрессивного мира, позволяющим нам сохранять свои привычки и мысли, являются наши вещи. Вещи и деньги, на которые приобретаются вещи, представляют собой нечто вроде крепости, внутри которой находимся мы. Пока сохраняется возможность приобретать вещи, мы чувствуем себя хозяином жизни, спокойно разъезжающим на коне. В такие моменты мы транслируем личность во вне и особо не печалимся по поводу внешнего вида. Крепость, состоящая только из денег или только из вещей общего потребления — это не крепость, а песочный замок. И этот песочный замок норовит обрушиться при первом же появлении неприятеля — человека с более «крутыми» вещами. Стремление обскакать другого в материальном плане — это фиктивная цель. Всегда найдется новый другой, который нарушит тебе весь психологический баланс и все психологическое равновесие. В начале 50-х гг. XX века Франкл записал, что самую большую осмысленность жизни придает нахождение цели, достижение которой способствует развитию неповторимости, непохожести, уникальности ее носителя. Еще за полвека до Франкла, т. е. около ста лет тому назад, Джеймс утверждал, что внешний вещественный охранный слой, в первую очередь, должен состоять из «произведений наших рук и мозга», а не просто «больших денег», полученных на постылой работе, так как наиболее тесно связаны с нашей личностью именно произведения нашего кровного труда, будь-то коллекция насекомых или созданный нами бизнес. Если же человек не проявил настойчивости и смелости, чтобы научиться зарабатывать деньги своим любимым делом (читайте «неповторимым делом», т. к. никто не сможет состязаться с нами в том, что мы действительно любим), то удел такого человека — защитные механизмы психики, ибо из вещей общего потребления — телевизоров, холодильников и прочего — крепости не построишь. Смещение, или замещение Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их — это может быть угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый себе в голову», запрет на осуществление желания — человек нередко прибегает к странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду. На сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. Мы ограничимся «формулой Миллера», т. е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно, чтобы в целом получить представление о проблеме. Итак, защитные механизмы психики — это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание». Смещение — один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру, молодые люди, а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной жизнью, любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и потанцевать. Танец — это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не очень-то волнуют танцы. Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к детям или жене. Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смещается именно агрессия. При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального. Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности. Следующий защитный механизм — регрессия. Здесь индивид, измученный своим опытом, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Частным проявлением регрессии являются ситуации, когда взрослый человек устраивает истерики, портит вещи (ранний детский возраст, от года до трех), бессмысленно глядя в телевизор, грызет ногти (младенческий возраст) и т. д. и т. п. Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с препятствием или испытывая напряжение человек возвращается на ту стадию жизни, в которой он чувствовал себя в безопасности, в которой ему было хорошо и безоблачно. Основное напряжение у людей 40-летнего возраста вызывает утрата иллюзий. «Сколько можно мечтать, товарищ, давай освобождай дорогу другому», — это нас задвигает на обочину жизни следующее поколение. Подавление и вытеснение Подавление и вытеснение — вот самые «простые, прямые и бесхитростные» защитные механизмы из всех, какие только можно себе представить! Подавление — это реакция устранения из сознания, глушения, отвержения неприятной информации или опыта. При подавлении человек откровенно отказывает себе в том, что с ним «это было», т. е. информация еще не ушла в бессознательное, а болтается где-то в предсознании: между сознанием и бессознательным — посередине. Вытеснение — есть уже собственно избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Материал уже ушел в бессознательное, и человек перестает о нем знать что-либо. Пьянство — это очень ловкий способ ухода от действительности. Чернышевский был чертовски прав, описывая подвиги студента Лопухова и сообщая приватно, что пить, дорогие товарищи, иногда бывает значительно выгоднее, чем не пить! Во-первых, если до начала беспробудного пьянства ты отличался хоть каким-нибудь талантом, то этот талант теперь необязательно реализовывать. Способный человек, имеющий определенные достижения в прошлом, периодически уходит в запои, так как отказывается признавать, что ему не догнать и не обскакать иных своих знакомых, с которыми он инкогнито (опять же отказывая в этом публично) себя сравнивает. Во-вторых, значительно проще не содержать своих близких, а взять и запить. Вообще, по поводу пьянства у Эрика Берна есть более крутая теория, когда он рассматривает данное явление в виде такой сюжетно-ролевой игры, где кайф получает не только сам алкоголик, но и все другие действующие лица. Проекция, или перенос Проекция — это приписывание своих мотивов или личностных характеристик другим людям, когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и перемешает их за пределы своей личности. Когда очередной кандидат в Государственную Думу, взъерошенный и красный, кричит мне с экрана, буквально вываливаясь из телевизора, о том, что действующие политики все распродали, растащили и разворовали, у меня, как у человека думающего, возникает встречный вопрос: «А ты не успел? Чего так разволновался?» Если вы плюете в сторону каждого проезжающего мимо джипа, значит, джип является вашей сокровенной мечтой в которой вы сами себе отказываете, хотите вы этого или нет. Защитный механизм потому и называется защитным, что он, во-первых, снимает отрицательные эмоциональные состояния; во-вторых, искажает реальность и, в-третьих, протекает на бессознательном уровне, так что люди обычно не осознают своих защитных механизмов. Тема защитных механизмов психики здорово пересекается с представлениями Карла Густава Юнга о структуре человеческой личности. Юнг был любимым учеником Фрейда, и именно Юнга Фрейд проклял перед смертью за принципиальное искажение психоаналитической теории в сторону социальных моментов. Ученик, впрочем, считал, что создал собственную теорию, назвав ее аналитической. Юнг выделяет 3 структурных компонента личности. Первый структурный компонент личности — Персона, или Маска. Персона — это общественный фасад личности, весьма удобоваримый, конкретный и одномерный. Персона — это «коллективно-пригодная» или «социально-пригодная» (чтобы не прогнали) искусственная личность. Это действительно такая маска, которая помогает индивидууму «добывать себе имя, титулы и звания». Это удобная форма существования, рассчитанная на то, чтобы производить на других нужное впечатление. Некоторые люди чрезмерно злоупотребляют своей персоной, не хотят с ней расставаться ни днем, ни ночью, тыкают нам в нос своей правильностью, своей фригидностью, чистотой и непорочностью, этакие ангелочки (с маленькими рожками). Однако Персона — еще не есть вся личность. Персона — это всего лишь отштукатуренная стенка личности. Второй структурный компонент личности по Юнгу называется Тенью. Тень — это все асоциальные, вредоносные импульсы, это властные мощные инстинкты, это животная природа человека. «Горе тому, — предупреждал Юнг, — кто слишком увлекся своей Персоной и совершенно забыл о существовании Тени. «Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это возбужденностью чувств». «В какой степени человек признал в себе реальность Тени, в такой степени он сможет освободиться от ее влияния». «Бабушкам» и «дедушкам», наставляющим других, приходится очень туго, когда их Тень вырывается наружу. Реактивное образование Третий структурный компонент личности, по Юнгу, — Анима, или Анимус. Анима, Анимус — это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины. Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и пониманием относиться к представителям другого пола. Вам, наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулистость: такой рычащий самурай. Это явление очень распространено у хозяйственников высокого ранга — тех, кто не слезает с экранов телевизоров — и у мужчин, испытывающих проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины, отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся бабой». Включение в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным образованием. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом. Прочитав в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы из полковой библиотеки, я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия» (издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои седины. После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича отлучили от церкви. Отождествление, или идентификация Не правда ли денег хочется много и сразу? Вот это и называется инфантилизмом! Настала пора вернуться к разговору о вещах (и не только о вещах), который был затеян в начале. Используя защитную идентификацию, человек принимает личностные черты, особенности поведения, заимствует элементы логики и мышления, а также некоторые аксессуары того лица, которому, как кажется со стороны, везет в удовлетворении своих потребностей. «Алло, Мусий Карпович, это Гриша! Ах, вы на совещании у генерального. Бога ради извините! Я вам потом перезвоню». В связи с отсутствием реальной деятельности индивидуум, неудовлетворенный своим реальным положением, довольствуется срисовыванием внешних характеристик. Я давно пропагандирую среди своих знакомых (моих бывших учеников) мысль, что если сразу «не повезло с должностью» — это удача повернулась к тебе лицом! Должность отвлекает нас от реальной деятельности. После того как человек занимает должность, на него обрушивается столько сиюминутных, почему-то очень обязательных (а попросту говоря, совершенно бессмысленных и маразматических) административных проблем, что для решения творческих задач времени просто не остается. Вспомните, как Франкл отпихивался от денег — не то что от должности! Пока ты сидишь в кресле начальника и тебя распирает от ложной гордости (в силу того что включился известный защитный механизм), другие продолжают делать или, по крайней мере, искать свое дело. Пока ты крутишься, командуешь, рисуешься, звонишь «Мусию Карповичу, который у генерального», люди ставят самые что ни на есть смысложизненные цели и достигают их. Власть и престиж укрепляют шаткое представление индивидуума о собственной значительности. При этом решение вопроса о собственном предназначении временно откладывается. Вместо того чтобы залить фундамент для нового здания, человек с должностью подпирает ветхое строение своей самооценки досочками и сам не понимает, насколько жестоко он обманывается. С какими целями вы идете в должность? Подумайте хорошенько, все ли вы уже сделали из того, что хотели сделать? Наличие должности снимает негативное побудительное состояние, которое толкает человека вперед к его Эвересту. Руководить другими индивид имеет моральное право лишь в том случае, когда он уже решил свои психологические проблемы, когда он уже состоялся как профессионал: когда ему, что с должностью, что без должности, одинаково комфортно, и когда его личные карьерные планы гораздо шире служебной субординации. Тот, кто захочет прожить эту жизнь максимально продуктивно, рано или поздно начнет смещать акцент с ценностей материальных и ценностей статусных в сторону ценностей творчества, так как именно творчество продуцирует самые долгоиграющие смысложизненные задачи. Что же касается счастья, то счастье — это вообще категория прошлого. И как доказал в свое время Уотсон, только два обстоятельства определяет нашу удовлетворенность прошлым (нашу «счастливость») — это сложившаяся личная жизнь и завершенность трудового процесса. Рационализация Рационализация — это оправдание своего поведения, причина которого маскируется как для других, так и для себя. Помимо рационализации, есть еще интеллектуализация — тоже защитный механизм. Интеллектуализацией называется тщательное анализирование, которое приводит к росту чувства субъективного контроля над ситуацией. Скажем, юноша поступает в престижное учебное заведение и проваливается на экзамене. Согласитесь, достаточно сильный удар по самооценке, поэтому на помощь такому юноше обязательно придет рационализация или интеллектуализация. «А не больно-то и хотелось» — это рационализация. «Нет худа без добра, лучше сначала сходить в армию, потому что после института все равно заберут, и тогда будет тяжелее» — это интеллектуализация. Вам какой вариант больше нравится? Защитные механизмы — это когда человек смотрит на звездную карьеру и бубнит себе под нос: «Ну, правильно, у него же родители». Когда же молодой человек отказывается от банальной карьеры банковского клерка, уезжает за тысячу километров и начинает «гнуть свою линию» — это называется жизненная позиция. (Однако же пора и остановиться. На протестной психологии далеко не уедешь.) Мы рассмотрели далеко не все известные защитные механизмы, но рассмотрели их достаточно лично. Знание о самом себе — неприятная вещь, но эта неприятная вещь создает основу для нового качества жизни. «Высшая цель развития интеллекта, — писал Новалис, — дать человеку идеальное знание своего «Я» и власть над ним». Мужайтесь. Удача тянется к сильным! Элитариум -------------------- "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы"
Поблагодарили:
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.05.2025, 0:07 |