IPB                

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )


ФорУм - для ума ©
БСЭ; DJVU Библиотека - Основное книгохранилище
Качество учебной литературы
Elena
сообщение 21.02.2007, 17:59
Сообщение #1


Ректор
********

Группа: Admin
Сообщений: 11202
Регистрация: 30.8.2005
Пользователь №: 197
Поблагодарили: 9027 раз(а)




В последнее время довольно часто в учебной литературе можно встретить разного рода ошибки и опечатки. А по сему хотелось бы поговорить о качестве учебников и насколько критично появление в них ляпов.

Например. Вот тут недавно на глаза попалась книжка:
http://sci-lib.com/one_book.php?book_num=101956
Открыла посмотреть, что это. На одной из первых страниц появляются сведения из теории вероятностей и мат. статистики. И тут же неприятно удивил тот факт, что статистический ряд обозвали вариационным. Ладно, всякое бывает, описки, опечатки и т.п. Но вот то, что я увидела дальше, убило наповал... Сразу вспомнились слова Нината в другой теме: "Думал, что приличный человек, не ругающийся матом"... Подменено понятие функции распределения понятием ряда распределения. Понятие функции распределения в теории вероятностей... с чем бы сравнить... как точка и прямая в геометрии. Это базовое понятие, на котором строится вся научная база теории вероятностей. У меня слов нет, это ж надо производящую функцию вероятностной меры определить неизвестно как!!! А ведь это будут читать студенты! Я, конечно, понмаю, предмет смежный, мало использующий вероятностную базу, но!!! Если сам не знаешь, со специалистами посоветуйся. Далее комментировать не буду по той причине, что я не спец в мат. моделях в экономике, но лично мне в этой книге еще не понравился такой момент в применении регрессионного анализа в прогнозировании: абсолютно ничего не сказано про вероятность ошибки в таком прогнозе. Исходя из личного опыта общения со студентами: если проблему хотя бы не обозначишь, даже не зашевелятся в нужную сторону. Проще говоря, прочитав такую книгу, студент совершенно спокойно может решить, что прогноз - штука достоверная с т.зр. регрессионного анализа.

В общем, Ваши точки зрения о качестве учебников, личный опыт и прочие мысли - все тут!


--------------------
"Искусство математика состоит в нахождении того частного случая, который содержит все зародыши общности" © Гильберт

Путь по звездам вновь означен,
И вновь гудит набат.
В алтарях святые плачут,
И воин сходит в ад,
Сущий ад,
Но ни шагу назад!
© Ария
Перейти в начало страницы
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Vova1976
сообщение 1.04.2008, 19:37
Сообщение #2


неограниченный химик
****

Группа: Member
Сообщений: 507
Регистрация: 29.2.2008
Из: Київ
Пользователь №: 6888
Поблагодарили: 683 раз(а)




Честно говоря, не очень хочется заниматься антологией г... (не подумайте плохого, я имел ввиду Габриэляна). Ну раз уж я сам затронул этого автора, так придется. Основные “недостатки”:
* Бессистемность изложения материала
* Отсутствие изложения ряда тем и разделов, абсолютно необходимых для изучения предмета
* Труднодоступное изложение материала
* Преждевременное изложение ряда тем, разделов и фактов
* Многочисленные ошибки и неточности, акцентирование внимания на второстепенных деталях
* Использование стиля написания, недопустимого для учебной литературы такого уровня (см., например, цитату)
* Чрезмерное внимание уделено описанию исторических фактов (которые связаны с материалом лишь косвенно).

Цитата
“Оба атома осуществляют свою “заветную мечту” – получают столь желанную восьмерку на внешнем уровне. Но какой ценой? Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединяются...“ (Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. Ст.37).

Вообще-то я химик-исследователь и никогда не работал преподавателем, но увидев подобные вещи не смог остатся в стороне. Может быть кому-то будет интересно прочитать статью о химическом образовании
http://forum.xumuk.ru/index.php?act=Attach...post&id=437
Там я постарался не зацикливатся на конкретных учебниках, а описать ситуацию в целом. Единственное, что для ее понимания необходим определенный уровень химических знаний.


--------------------
вышел Второй номер журнала ХИМИЯ И ХИМИКИ за 2010г
скачать 15 номеров можно на САЙТЕ ЖУРНАЛА


Поблагодарили:
Перейти в начало страницы
+Цитировать сообщение
asp99
сообщение 4.04.2008, 5:51
Сообщение #3


Магистр
****

Группа: Member
Сообщений: 398
Регистрация: 14.8.2005
Из: Россия
Пользователь №: 114
Поблагодарили: 66 раз(а)




Цитата(Vova1976 @ 1.04.2008, 23:37) [snapback]58003[/snapback]
Честно говоря, не очень хочется заниматься антологией г... (не подумайте плохого, я имел ввиду Габриэляна). Ну раз уж я сам затронул этого автора, так придется. Основные “недостатки”:
* Бессистемность изложения материала
* Отсутствие изложения ряда тем и разделов, абсолютно необходимых для изучения предмета
* Труднодоступное изложение материала
* Преждевременное изложение ряда тем, разделов и фактов
* Многочисленные ошибки и неточности, акцентирование внимания на второстепенных деталях
* Использование стиля написания, недопустимого для учебной литературы такого уровня (см., например, цитату)
* Чрезмерное внимание уделено описанию исторических фактов (которые связаны с материалом лишь косвенно).

Цитата
“Оба атома осуществляют свою “заветную мечту” – получают столь желанную восьмерку на внешнем уровне. Но какой ценой? Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединяются...“ (Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. Ст.37).

Вообще-то я химик-исследователь и никогда не работал преподавателем, но увидев подобные вещи не смог остатся в стороне. Может быть кому-то будет интересно прочитать статью о химическом образовании
http://forum.xumuk.ru/index.php?act=Attach...post&id=437
Там я постарался не зацикливатся на конкретных учебниках, а описать ситуацию в целом. Единственное, что для ее понимания необходим определенный уровень химических знаний.


А мне нравится такая формулировка. Не нужно забывать, что учебник написан для детей. Мне кажется, что сухую фразу об октете электронов ученики будут помнить минут пять, причем именно помнить наизусть, а не понимать ее. Приведенная же цитата заставляет подключить воображение и поэтому способствует пониманию материала. Чтобы заставить слушателя научиться чему-либо, нужно сделать так, чтобы он засмеялся. (это не я придумал, так назыввалась, в вольном переводе, одна книжка, которая мне как-то попадалась).
Хотя я и занимаюсь исследованиями, но еще и преподаю общую и неорагническую химию в университете, поэтому стараюсь приводить, по мере возможности, живые примеры, иллюстрирующие фразы из учебника. (IMG:style_emoticons/default/rolleyes.gif)

Цитата(ycheff @ 3.04.2008, 22:25) [snapback]58209[/snapback]
Цитата
что "не так" с серией учебников Габриеляна?


Пример - выделено шрифтом и взято в рамочку определение:

Пространство вокруг атомного ядра, в котором наиболее вероятно нахождение электрона, называется орбиталью.

Страшно становится за учеников, пользующихся таким определением. Например, для s-электрона это "пространство" - точка на ядре.

Ну почему же на ядре? Как раз на расстоянии первой боровской орбиты. А как бы Вы определили атомную орбиталь для учеников 8-го класса? Они не знают, что такое квантовая механика, плотность вероятности, интеграл и волновая функция. (IMG:style_emoticons/default/rolleyes.gif)
Думаю, что некоторые нестрогие формулировки вполне допустимы в школьных учебниках. Например, ведь ни у кого не вызывает возражений, если детей учат, что уравнение x^2=-1 не имеет решений. Только, может быть, в 11 классе им расскажут, что решения есть, но они комплексные. А кто-то об этом узнает только в ВУЗе, когда сможет сам пользоваться этим разделом математики.
Перейти в начало страницы
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Elena   Качество учебной литературы   21.02.2007, 17:59
- - notdead   Ну...когда-то читал критику какой-то єнциклопедии ...   23.02.2007, 21:37
- - Librarian   Качество учебников и качество преподавания могут б...   24.02.2007, 16:57
|- - Elena   Цитата(Librarian @ Feb 24 2007, 04:57 PM)...   26.02.2007, 11:03
- - Librarian   Критика отправлена автору книги.   28.02.2007, 21:06
- - Librarian   Получил исправленную версию книги. Скоро выложу...   14.03.2007, 5:27
- - qard   Качество учебников в области биологии и медицины с...   23.03.2008, 0:06
- - Elena   В теории вероятностей чуть ли не классический прим...   23.03.2008, 12:29
- - Vova1976   Очень яркий пример из области химии - школьные уче...   23.03.2008, 18:32
|- - emmy   Цитата(Vova1976 @ 23.03.2008, 15:32) 5724...   1.04.2008, 0:50
- - Vova1976   Честно говоря, не очень хочется заниматься антолог...   1.04.2008, 19:37
|- - asp99   Цитата(Vova1976 @ 1.04.2008, 23:37) 58003...   4.04.2008, 5:51
|- - Vova1976   Цитата(asp99 @ 4.04.2008, 2:51) 58265А мн...   4.04.2008, 19:36
- - arte-semaki   Здесь также необходимо поднять вопрос о степени но...   3.04.2008, 15:37
|- - Vova1976   Цитата(arte-semaki @ 3.04.2008, 12:3...   3.04.2008, 19:32
- - ycheff   Цитатачто "не так" с серией учебников Га...   3.04.2008, 18:25
- - ycheff   Вряд ли стоит много требовать от уровня знаний шко...   3.04.2008, 20:21
- - ycheff   Это был учебник для 11 класса. Радиус первой бор...   4.04.2008, 6:21
- - ycheff   Вот еще 2 фразы с той же страницы учебника химии з...   5.04.2008, 9:39
- - asp99   Учебник этот я сам действительно не видел, однако ...   7.04.2008, 9:40
|- - Vova1976   Цитата(asp99 @ 7.04.2008, 6:40) 58596Учеб...   7.04.2008, 19:29
- - asp99   Хорошо, что я не работаю учителем в школе и вряд л...   8.04.2008, 5:18
- - cyon   Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты, блицопросы по би...   13.07.2010, 19:42
- - Elena   Интересно, что курил автор этих тестов? И что кури...   13.07.2010, 19:49
|- - Librarian   QUOTE (Elena @ 13.07.2010, 17:49) Интерес...   14.07.2010, 3:06
- - Ллюль   он курил план, обоссанный нариком, лизавшим ЛСД, я...   13.07.2010, 23:39
- - Elena   Это-то понятно, что заинтересовать. Я сама когда-т...   14.07.2010, 9:30
|- - Librarian   QUOTE (Elena @ 14.07.2010, 7:30) Это-то п...   14.07.2010, 23:00
- - Elena   Да уж, задача на тему "какова вероятность, чт...   15.07.2010, 11:00
- - leongur   К сожалению, ошибки в учебниках - это не новость п...   4.08.2010, 8:53


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 2.05.2025, 3:03


Rambler's Top100