Забытые победы, Техника прошлого, будущее в пыли |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Забытые победы, Техника прошлого, будущее в пыли |
Гость_Nils_* |
![]()
Сообщение
#1
|
Guests ![]() |
Достижения, о которых забыли мы и наши дети тут
|
|
|
![]() |
Гость_Nils_* |
![]()
Сообщение
#2
|
Guests ![]() |
Модуль для Бурана (отечественные Spacelab и Spacehab)
В. Мохов. (IMG:http://www.buran.ru/images/gif/modul.gif) 15 ноября 1988 г. состоялся первый и единственный полет отечественного корабля многоразового использования 11Ф35 "Буран". В его "брюхе" - грузовом отсеке был установлен модуль 37КБ N37070, или, как его официально называли, Блок дополнительных приборов (БДП). Этот модуль долгое время оставался неизвестной страницей в истории создания первого советского многоразового корабля. Прообразом модуля 37КБ послужили модули серии 37К. В соответствии с решением N1 от 11 февраля 1981 г. совместного Научно-технического совета Министерства общего машиностроения, президиума Академии Наук СССР и Министерства обороны СССР, в состав орбитальных комплексов 27К (станция "Салют-7") и 27КС (станция "Мир") планировалось включить пять целевых модулей серии 37К, выводимых в составе Тяжелого корабля модульного (ТКМ, изделие 11Ф72М). В это же время шло определение состава полезной нагрузки для "Бурана". По оценкам специалистов РКК "Энергия" (головная фирма по программе "Буран"), требовался герметичный модуль для размещения аппаратуры летно-конструкторских испытаний корабля. Использовать задел по модулям 37К было вполне логичным. В связи с этим 19 апреля 1982 г. вышел приказ Генерального директора НПО "Энергия" N135 "О создании блока дополнительных приборов (изделие 37КБ) и полезной нагрузки для отработки изделия 11Ф35". По техническому заданию модуль 37КБ планировалось использовать многократно, как прообраз будущих полезных нагрузок для "Бурана". Разработка конструкторской документации была поручена КБ "Салют", изготовление летных образцов и испытания опытных изделий - заводу им. М.В.Хруничева. В 37КБ разместились следующие дополнительные системы, приборы и агрегаты: * система бортовых измерений; * аварийная система питания "Бурана" (48 аккумуляторных батарей); * автономная система питания модуля 37КБ (12 аккумуляторных батарей); * система обеспечения теплового режима; * система пожарообнаружения и пожаротушения; * система обеспечения газового состава; * система внутреннего освещения. В модуле 37КБ размещался также ряд вспомогательных приборов системы управления бортовым комплексом (СУБК), необходимых для его функционирования. Modull.gif (20985 bytes)Конструкция 37КБ состояла из гермоотсека диаметром 4.1 м и кольцевых проставок, которые крепились к шпангоутам с двух сторон. Общая длина модуля составила 5.1 м при массе 7150 кг и объеме 37 м3. На проставках устанавливались узлы крепления 37КБ в отсеке полезной нагрузки. Аппаратура располагалась как внутри гермоотсека, так и снаружи. 37КБ был связан с орбитальным кораблем посредством электрических интерфейсов через четыре платы. Для контроля за работой аппаратуры в нештатных ситуациях предусматривалось посещение модуля экипажем. Всего было изготовлено два летных модуля и шесть стендовых для различных испытаний. В феврале 1986 г. первый 37КБ N37070 был отправлен на космодром Байконур для подготовки к полету 1К1 (первый полет корабля 1К). Его испытания проводились в МИКе 132-Б, где обычно готовились орбитальные станции "Салют", "Мир" и модуль "Квант". После завершения автономных испытаний модуль 37КБ был перевезен в новый МИК-ОК сооружения 254, где испытывался уже в составе "Бурана". Стоит отметить, что цикл подготовки "Бурана" к первому полету продолжался в течение двух с половиной лет. (IMG:http://www.buran.ru/images/gif/cargo%201.gif) Размещение блока дополнительных приборов 37КБ ╧37070 в первом полете "Бурана"Полет 37КБ в составе "Бурана" 15 ноября 1988 г. прошел полностью успешно. Модуль был извлечен из грузового отсека, началось его межполетное обслуживание. Тем временем в 1987 г. был изготовлен второй модуль 37КБ N37071. В сентябре того же года он был передан в НПО "Энергия" для комплексных испытаний совместно с электрическим аналогом "Бурана". Планировалось изготовить и третий летный модуль 37КБ N37072 для корабля 3К. Во всяком случае, в начале 1988 г. в Минобщемаше был подготовлен приказ о его создании, который, правда, так и не был подписан. После завершения двух первых летных испытаний ОК "Буран" модули планировалось сертифицировать для повторных полетов и дооснастить научной аппаратурой (должны были получить обозначения 37КБ N37270 и N37271). Планы полетов модулей 37КБ были тесно связаны с программой испытаний "Бурана" и неоднократно менялись. По состоянию на начало 1989 г. план был следующий: * IV квартал 1991 г. - полет 2К1 (второй корабль, первый полет) длительностью 1-2 суток с модулем 37КБ N37071; * I-II кварталы 1992 г. - полет 2К2 длительностью 7-8 суток с модулем 37КБ N37271; * 1993 г. - полет 1К2 длительностью 15-20 суток с модулем 37КБ N37270. Все четыре полета "Буранов" должны были быть беспилотными. В полете корабля 2К2 планировалось отработать автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом "Мир". Начиная с пятого полета должен был использоваться третий орбитальный корабль 3К, оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Полеты с пятого по восьмой тоже считались испытательными, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Они намечались на 1994-95 гг. Для этих миссий планировалось изготовить исследовательские модули по примеру американских Spacelab и Spacehab. Для этого КБ "Салют" предложило переоборудовать второй модуль 37КБ N37271 и запасной (третий) модуль 37КБ N37072 в соответственно 37КБИ N1 и 37КБИ N2. Предварительно планировалось изготовить экспериментальный модуль 37КБИЭ для первого пилотируемого полета ОК "Буран-3К" в 1994 г. Во время полетов "Бурана" с пятого по восьмой на комплекс 27КС "Мир" должны были доставляться последовательно модули 37КБИЭ, 37КБИ N1 и N2, которые пристыковывались бы с помощью дистанционного манипулятора корабля к боковому стыковочному узлу модуля "Кристалл". Модули 37КБИ были бы одновременно и исследовательскими аппаратами, на которых стояла научная аппаратура, и герметичными модулями материально-технического снабжения. Возвращаться на Землю они должны были тоже на ОК "Буран" при их следующих полетах к станции. Одновременно НПО "Энергия" предлагало свой вариант так называемого Лабораторного отсека, а у Министерства обороны для полетов "Бурана" по военным программам тоже предусматривался свой вариант модуля, имевший обозначение 17Ф32 НПГ (неотделяемый полезный груз). Кто должен был разрабатывать 17Ф32 и на какой базе создавать, автору, к сожалению, неизвестно. Однако уже в конце 1989 г. планы создания модулей для "Бурана" полностью изменились. 5 октября 1989 г. состоялся Научно-технический совет Минобщемаша и АН СССР по перспективной орбитальной станции "Мир-2". Совет признал необходимым прекратить работы по темам 14Ф70 "Заря" (пилотируемый многоразовый корабль), 37КБИ, 37КБИЭ и в рамках реализации темы "Мир-2" обеспечить создание модернизированного блока 17КС N128, провести разработку модернизированного грузового корабля на базе существующего задела с учетом перехода на ракету-носитель 11К77 "Зенит-2". Окончательно работы по модулям серии 37КБ были свернуты в мае 1993 г. после официального закрытия программы "Буран". _http://www.buran.ru |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.05.2025, 4:21 |